О своем друге — Якове Барильнике, доставившем немало проблем ненавистным оккупантам, рассказал Станислав Семенович Старосельцев, член Харьковского областного комитета ветеранов войны.

— В 1941 году Яков окончил семилетку и поступил в авиатехникум. Но началась война. Якова направили на оборонительные работы вокруг Харькова. А когда он вернулся — техникум уже был эвакуирован. Через несколько дней город оккупировали немецко-фашистские захватчики и установили свой режим — любое неповиновение властям грозило расстрелом, — рассказывает Станислав Старосельцев (на фото). 

Устроившись работать на ГЭС-1, Яков со своими сверстниками повел скрытую борьбу с администрацией станции, которой руководили гитлеровцы и их помощники — предатели из харьковчан. Ребята всеми силами старались сорвать работу станции. Это заметила администрация, подозрение пало на Якова. Его неоднократно вызывали в гестапо, добивались признания в совершении диверсионных действий, так что парню пришлось скрыться из города… 

В феврале 1943 года Харьков был освобожден, но ненадолго. Яков по­явился в родном городе, но остаться было не суждено — гестаповцы занесли его в «черный список». И когда Красная Армия вновь покидала город, Яков пристал к артиллерийскому полку. Первое боевое крещение получил в Рогани, когда полк попал в окружение и вырвался из него с большими потерями. 

23 августа 1943 года наши войска освободили Харьков. Среди освободителей был и Яков.
Сейчас Яков Тихонович Барильник — первый зампредседателя Харьковского областного комитета Международного Украинского союза ветеранов войны.