В эти дни Харьковский государственный академический русский драматический театр им. А.С. Пушкина празднует 75-летие: он открылся 17 ноября 1933 г. спектаклем по пьесе Н. Гоголя «Ревизор».
Впрочем, имя Пушкина было присвоено лишь в 1949-м, к 150-летию поэта. Ровно за год до этого в Харьков впервые приехал молодой студент из Батуми, которого, по роковому стечению обстоятельств, тоже звали Александр Сергеевич.Александр Сергеевич Барсегян, народный артист Украины, вот уже 33 года бессменно руководит театром им. Пушкина.
— 75 лет — это безусловная зрелость. Когда театр зарождался, Харьков был признанной Меккой театральной культуры. Недаром у Чехова в «Чайке» Аркадина произносит: «Как меня принимали в Харькове!», а великому трагику Ваграму Папазяну, ехавшему из Турции в Россию, сказали: «Если пройдешь театральный Харьков — считай, Россию пройдешь».
Известный антрепренер харьковчанин Николай Синельников руководил русской антрепризой в Харькове с 1910 по 1925 годы. Именно Синельников, заметив у молодой актрисы Клавдии Шульженко певческий талант, отправил ее учиться к профессору Чемизову, одному из лучших педагогов по вокалу в харьковской консерватории.
— В 1948-м Вы приехали из Батуми в Харьков. Почему?
— Я приехал в Харьков, хотя собирался учиться в Москве. Здесь у меня были знакомые. Шли по Сумской, заглянули на площадь Дзержинского — самую большую в Европе. Бывают же роковые встречи в жизни. В этот же день я познакомился с чудесной девушкой, а тут идет наш педагог и что-то произнес на украинском языке. Я не понял тогда ничего, но сердце сказало: «Все. Остаюсь в Харькове». Жена моя окончила ВГИК, она убеждена, что я бы прекрасно учился и в Москве, но там мне не хватало открытости чувств, которые были на Кавказе.
— Вы работали в Днепропетровске, Львове, Киеве. Что заставило вас вернуться в Харьков спустя почти четверть века?
— Судьба и… встреча с Шостаковичем. В 1974 году ситуация в Харькове была критической с режиссурой. Я работал в Киеве. Однажды, поднимаясь по ступеням Министерства культуры, я встретил знакомую, которая предложила мне увидеть Шостаковича. На следующий день я оказался в Киевском оперном театре, где были режиссер (тоже моя знакомая), директор театра, замминистра и… Дмитрий Шостакович. Я сидел на балконе, чтобы меня никто не видел, не дышал вообще. В антракте осторожно спускаюсь к выходу и… сталкиваюсь с замминистра — он вышел покурить. «Сам Бог тебя послал!», — воскликнул он. — Надо ехать в Харьков!» Так я оказался здесь. Я просто вовремя спустился с балкона.
— А Шостакович, каким он был?
— Шостакович был такой же реальный, каким я его видел в кадрах хроник, когда он писал в осажденном Ленинграде седьмую симфонию. Углубленный в себя, никакой показухи, нетребовательный, скромный. Я даже голоса его не слышал.
— Время просеивает имена. То, что становится классикой, не всегда принимают современники. Кто прав — зритель или исторический процесс?
— Наша главная ориентировка — зрительный зал. «Зритель» — мы всегда употребляем в единственном лице, но, говоря так, мы суммируем всех увидевших спектакль. Георгий Товстоногов, которого я имел счастье знать, рассказывал, что, наблюдая за залом, заметил, что во время спектакля «Поднятая целина» в холле на банкеточке сидит мужчина средних лет и читает книгу. Оказалось, что он купил билет, но ждет жену, которая сидит в зале. На вопрос, отчего он не в зале, мужчина ответил, что ему неинтересно. Товстоногов был потрясен, но ни в коем случае не обижен. Это я к тому, что зритель — это все-таки суммирование.
— Вы диктатор в театре?
— Быть принципиальным и абсолютно уверенным в проведении своих не только эстетических, но и духовных представлений о том произведении, которое ты делаешь — это не диктат. Режиссер — не начальник. Режиссер — раб. Мы не имеем права на ошибку.
— Коллеги бывают жестокими, а актеры неблагодарными?
— Мы ходим на острие лезвия. Десять спектаклей получается, а одиннадцатый нет. Сразу начинается: «Ты исчерпался!» А насчет зрителя — здесь все ясно, он просто не придет за билетами. А пока спуститесь в кассу, у нас всегда очередь.
Работал даже во время войны
Изначально театр создавался с целью пропаганды русского реалистического искусства. Первым художественным руководителем был народный артист РСФСР Николай Петров. С 1936 по 1951 гг. театр возглавлял народный артист СССР Александр Крамов. В годы Великой Отечественной войны театр был эвакуирован и продолжил работу в Улан-Удэ, Хабаровске, Иркутске. В 1971 г. театру присвоено звание академического.
Скоро премьера
30 января пушкинцы порадуют харьковчан очередной премьерой. Это будет «Женитьба» Гоголя. Как рассказали в театре, костюмы уже сшиты, начался репетиционный процесс. Символично и закономерно то, что, дожив до почтенного возраста, театр снова обращается к Гоголю. Ведь все начиналось именно с него.