Когда-то уважаемые руководители наших крупнейших вузов сами ходили на лекции и сдавали экзамены. В День студента 17 ноября «ВХ» предоставила им слово.

«В 21 год уже содержал семью» 

— Отличником в институте я не был, — признается ректор ХНУ им. В.Н. Каразина Виль Бакиров. — Но еще на студенческой скамье написал несколько научных материалов. Я заканчивал юридический институт, а там не пошалишь: народ серьезный. 

Беззаботной студенческой жизни у меня не было — я рано женился. В 21 год пришлось содержать жену и ребенка. Но до сих пор помню лекции, которые читали нам талантливые преподаватели. А с друзьями тех лет и сейчас поддерживаю отношения.



За целину получил медаль 

— Я был хорошим студентом — не получил ни одной четверки и ни одного незачета, — вспоминает ректор Харьковского национального автодорожного университета Анатолий Туренко. — Я был Ленинским стипендиатом. Было нелегко: в институт пришел из армии — пришлось параллельно с учебой зарабатывать на жизнь. По ночам разгружал вагоны — уставал так, что забирался на лекциях на галерку и спал. 

— Так вы совсем не были шалуном? 
— Только с девчатами, — смеется Анатолий Николаевич. 

Анатолий Туренко три раза был командиром студенческой автоколонны на целине, рассказывает, что работали день и ночь. В позапрошлом году к 50-летию освоения целины даже получил медаль. 

— На втором курсе я уже был секретарем комитета комсомола института. К сожалению, нынешние студенты лишены заботы и обязанностей, которые раньше возлагались на молодежь. Они не имеют жизненной идеологии, чтобы быть руководителями: отвечать за людей, заботиться о них. Им и пример брать не с кого: даже наши руководители страны непорядочны.



«Считал себя умнее папы римского» 

— Я был неудобным студентом: постоянно спорил с профессорами, — рассказывает ректор Харьковского национального педуниверситета им. Г. Сковороды Иван Прокопенко. — Как студент-отличник я считал, что самый умный. На третьем курсе даже думал, что умнее папы римского. Многие преподаватели поощряли мое несогласие с ними и даже стали потом моими друзьями, но были и те, которые не любили дебаты со мной. А в общем я был прилежным студентом. 

— Помогли ли амбиции в дальнейшем? 

— Я считаю, что это качество нужно воспитывать, чтобы не принимать все на веру. Я согласен с цитатой из украинского букваря: «Мы не рабы». Мы долго были под чьим-то влиянием, да и сейчас продолжаем находиться. Нужно, чтобы не партия была умом, честью и совестью, нужно, чтобы у каждого украинца с честью и совестью было все в порядке.
В составе стройотряда я прошел от мыса Шмидт до Тюмени и Тобольска. Это хорошая школа, где каждый проверялся на выносливость — как у Высоцкого: «Парня в горы тяни, рискни». А кроме того, в студенческие годы на всю жизнь сформировалась настоящая дружба. 

Сегодняшние студенты хорошие. Я не просто их ценю — я их люблю. Они более информированы, их нельзя удивить обещаниями о красивой жизни. Их и подстегивать не надо: они настойчивы, учатся, потому что знают, что такое конкуренция на рынке труда.