Аварий в небе должно стать меньше. По крайней мере с участием вертолетов. В Харьковский университет Воздушных Сил им. Кожедуба для подготовки курсантов закупили уникальный тренажер вертолета Ми-8МТВ. 

Тренажер напоминает компьютерную игру, но по ощущениям он как настоящий: в учебном режиме практически полностью воссоздает состояние полета и позволяет будущим летчикам изучить все ситуации, которые могут возникнуть в небе. Уникальная конструкция помогает готовить не только пилотов, но и инженер-но-технический состав. 

— Еще одна особенность тренажера — у него есть программы полетов и посадки в самых сложных условиях. Например, в горах, в пустыне, на море (и даже посадка на морскую буровую установку), — говорит замначальника Харьковского университета Воздушных Сил летчик 1-го класса генерал-майор Алексей Котов. 



Создали это техническое чудо в Кременчугском НПО «Авиа». Кстати, возглавляют это предприятие выпускники ХУВСа братья Анатолий и Петр Моцари. Отлетав всю жизнь в военной авиации, они после увольнения из армии не оставили связь с небом. 





Офицеры военного вуза счастливо улыбаются: подобных тренажеров на весь мир всего два: один на заводе, выпускающем Ми-8МТВ в Улан-Удэ, второй — теперь у нас. Инструктор — майор Герман Сигайло, летчик, налетавший не одну сотню часов на машинах подобного класса. 

— Чтобы четко контролировать процесс, кабина соединена с пультом инструктора, где в режиме реального времени можно наблюдать на экранах мониторов за «полетом» курсантов, — объясняет Герман Сигайло. — Аппаратура фиксирует все действия, которые потом можно проанализировать и сделать выводы из допущенных ошибок. 





На экране инструкторского компьютера видно, как два курсанта готовят машину
к полету: 

— Смотрите, один из них включил не тот тумблер, — комментирует начало учебного полета Герман Сигайло. 

Одна из частей тренажера — кабина вертолета, установленная на специальном оборудовании, позволяющем имитировать состояние полета. А на экранах инструкторского пульта видно и что происходит в кабине вертолета, и его положение в пространстве, и карту местности, над которой происходит учебный полет. 





Мне разрешили подняться в кабину вертолета, которым управлял курсант. После недолгих приготовлений безусый командир воздушного судна запустил двигатель. Получив разрешение, начал «взлетать». Как человеку, летавшему в вертолете, мне знакомо это чувство: так же подрагивает под ногами днище кабины, накреняется кабина, когда вертолет разворачивается в воздухе, стоит такой же гул от работающего
двигателя… 

Позволив курсанту-летчику спокойно «полетать», инструктор ужесточает условия. В динамиках прозвучала команда: «Отказ первого генератора». Через несколько секунд — «Отказ второго генератора». В таких ситуациях надо быстро садиться. Но, видимо, молодой пилот перенервничал — он ошибается и вдруг: резкий удар о землю и взрыв! Увы, машина разбилась при посадке. Воссоздав на компьютере последние действия пилота перед аварией, инструктор потом указал на допущенные ошибки. 

Во сколько обошлась для Минобороны такая «игрушка», военные не оглашают. По неофициальным данным, подобный тренажер может стоить примерно 30 млн грн. Но военные уверены — это удачное вложение средств. Ведь на этом тренажере можно будет обучать не только военных вертолетчиков, но и пилотов для МЧС, МВД и др. Можно и подзаработать. Кстати, как рассказал генерал-майор Алексей Котов, возможностью обучать своих пилотов на харьковском тренажере уже заинтересовались в Англии и Франции.