Известный ныне киносценарист Аркадий Филатов пришел в «Вечерний Харьков», когда ему было 30 лет.

Уволили за посылку


До этого Аркадий Павлович преподавал физику в Харьковском Высшем командном инженерном училище. 

— Из училища меня выгнали, когда в 1966 году посадили московских писателей Юлия Даниэля и Андрея Синявского за зарубежную публикацию их произведений, — улыбается Аркадий Филатов. — Здесь их печатать не хотели — они писали как есть о судьбах тех, кто падал от страха в обморок при словах «Брежнев — дурак». С Андреем Синявским у меня были приятельские отношения, а Юлий был моим близким другом. Но я обязан был на них доносить: в 58-й статье (потом она стала ст. 73 «Об антисоветской агитации и пропаганде») был об этом специальный пункт. Так вот из ХВВКУ меня уволили за то, что я на них не доносил. 

Первый редактор «Вечернего Харькова» Владимир Милюха взял Аркадия Филатова в штат приказом № 1 (тогда же были зачислены сам редактор, Роберт Третьяков и Александр Черевченко). 

— Я проработал там три с половиной года. Меня никто не ограничивал, но это не означает, что я писал все, что хотел. Я прекрасно понимал, что можно, а что нельзя, — вспоминает Аркадий Павлович. — Но после того как я послал посылку с теплыми вещами в тюрьму Юлию Даниэлю (она к нему так и не дошла), меня заклеймили позором на партсобрании «ВХ», хотя я не был членом партии, и уволили. Даже Милюха не смог заступиться, он только сказал: «Я перехожу на работу в обком. Пиши заявление об уходе — без меня тебя здесь держать не будут». 

Выручил режиссер

 

После этого Аркадия Филатова выгнали и из Союза писателей. Выручил режиссер Аркадий Кордон, который попросил помочь написать сценарий. Так Филатов уехал в Москву. Новая работа его захватила. С 1977 года он снимал фильмы в самых «экзотических» точках Советского Союза: на Новой Земле, на Камчатке, в Архангельске, на острове Калгуев, в Алма-Ате, в горах Алатау. 

А самый первый фильм по сценарию Аркадия Филатова — «Великий самоед». Это двухсерийная картина об одаренном мальчике Тыко Вылки, первом ненецком художнике (его картины есть даже в Лувре), ученом, картографе-самоучке, председателе Астрономов Новой Земли. 

— Сделать фильм предложил писатель Юрий Казаков и режиссер Аркадий Кордон. О малых народностях снимали тогда мало, и эта история всех заинтересовала. Сценарий у них не получался, они позвали меня. На Новой Земле поразило то, что там вообще не было живности— ни насекомых, ни птиц, но однажды мы поймали там шмеля. Как он туда залетел? — удивляется писатель. 

— А в середине 90-х состоялось мое второе пришествие в «Вечерний Харьков», — рассказывает Аркадий Филатов. — Пришел к главному редактору Николаю Соловьеву и сказал: «Возьмите меня, Христа ради, а то есть нечего». Он ответил, что сделает это с радостью. После этого я лет шесть проработал в газете. 

— Вы и сейчас такой же бунтарь, как в 60-е?

— Это был не бунт — просто нормальный поступок.