Студенты Харьковской академии дизайна и искусств создают уникальные мультфильмы из сыпучих продуктов.

Цветущие розы и небольшой мостик между домами. Неожиданно через окно попадает хрусталик льда, дальше появляется снежный домик и плывущие по реке башмачки. В разводах и линиях угадывается сюжет сказки о Снежной королеве.

Техника покадрового мультфильма известна давно, но вот манку и соль вместо пера и бумаги использовать пока никто не решался. Преподаватель академии и мультипликатор с 25-летним стажем Леонид Сторожук решил поэкспериментировать.

— Четыре года назад я был на семинаре карикатуристов, и меня заинтересовал чей-то очень старый мультик, сделанный из кофе, — рассказывает Леонид Сторожук. — Ради эксперимента решил предложить сыпучие материалы студентам. Посовещавшись, выбрали соль и манку, хотя до этого я с такими материалами не работал. Суть задания состояла в том, чтобы на основе черного стола и белой соли создать иллюзию движения. Заставить соль и манку двигаться под музыку.

Сделать это вызвалась студентка 4-го курса Ольга Лазебник.
Ольга Лазебник
— Мы привыкли все делать мышкой, но на компьютере невозможно сделать неповторимый кадр. Любая ручная анимация уникальна: такую линию как провел, уже повторить никто не сможет, — объясняет Оля.

Леонид Константинович только показал технику, вмешиваться в работу не стал. Оля сама нарезала современную музыку, придумала сюжет.

— Соль у меня ассоциируется со снегом, зимой, и дальше появилась Снежная королева, — смеется девушка.
домик из песка
Чтобы создать 15-секундный мультфильм, девушка девять часов не отходила от мультстола. Оказалось, что материал очень хрупкий, и даже мимолетный ветерок может испортить рисунок, поэтому работать приходилось очень быстро. Форма не слушалась, у Оли не всегда получалось нарисовать то, что хотелось, края рисунка постоянно осыпались.
— Здесь очень важно освещение — если оно меняется в течение дня, то начинают меняться кадры. Сцены нужно снимать только за один раз, — рассказывает студентка.

С помощью соли очень сложно передать движение, ведь, сделав мазок, нужно убирать руку и фотографировать, а чтобы получилась всего секунда, таких кадров нужно сделать не меньше 20. Если рисовать только палочкой, то мультик выходит однообразным, уверяет Ольга Лабезник, поэтому она сама изобрела новые техники.

— Просто брала кисточку для рисования; даже если смачивала ее водой, то один и тот же рисунок уже выходил совершенно иным. Рисовала прилипающей к бумаге солью «Экстра», иногда просто дула на рисунок — и от ветерка он кардинально менялся, — делится секретами юная мастерица. — Для такой техники требуются большой стол, чтобы соль или манка не рассыпались, и несколько камер под разными ракурсами, только тогда можно создавать фигуры людей. Черно-белый мультик с абстрактными образами вряд ли будет с интересом восприниматься на широком экране, а вот для клипов и рекламы это в самый раз.
В планах Леонида Сторожука и работа с кофе и крупами.
Леонида Сторожук
— Я даю почву для размышлений молодым аниматорам, сегодня они попробуют, а завтра сделают шедевр, — уверен он.