Общество

  • 3488
  •  / 

Реклама алкоголя перекочует в спонсорство

фото: Вячеслав Литвинов

Реклама алкоголя перекочует в спонсорство
Уже две недели на улицах города не встретишь изображения пачек сигарет и бутылок со спиртным — они в одночасье исчезли с рекламных щитов. Пропала эта реклама и с телеэкранов и обложек печатных изданий. Надолго ли?
Пиво — продукт не алкогольный? 

Улицы и телеэфир очистил Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о рекламе», который вступил в силу с 1 января. 

— Прежде всего это касается наружной рекламы — лайт-боксов и билбордов, запрещена также реклама табака и алкоголя на транспорте и внутри зданий и сооружений (кроме точек реализации), — говорит замначальника Харьковского областного управления по делам защиты прав потребителей Татьяна Холод. — В теле- и радиороликах алкогольным компаниям оставили право рекламироваться в эфире только с 23.00 до 6.00. Недопустима алкогольно-табачная реклама на первых и последних страницах газет и журналов, в изданиях для детей и юношества. 

В остальных случаях, где реклама допустима, все же нельзя демонстрировать сам процесс питья и курения. Ограничено и упоминание производителей алкоголя в качестве спонсоров программ и фильмов — отныне в эфире можно показывать только логотип и название торговой марки или компании без звукового сопровождения и рекламных титров.
А вот на пивоварах новые правила почти не отразились. С этого года лишь запретили использовать в рекламе пива «популярных лиц». 

— Хотя тут есть одно но. Понятие «популярное лицо» и степень его известности в нашем законодательстве не определены, и это затруднит применение данной нормы, — поясняет
Татьяна Холод. — К тому же пиво не регламентируется Законом «О спирте этиловом, производстве, реализации спирта этилового и спиртосодержащих», и хотя содержание алкоголя в пенном напитке может быть и 7%, и 8%, он не относится к разряду алкогольных. 

Что касается «слабоалкоголки», то напитки, содержание спирта в которых более 1,2%, считаются алкогольными, и все требования к рекламе алкоголя на них распространяются.
— Но в арсенале производителей — масса способов найти лазейку. К примеру, идет у нас конкурс «Мисс Харьков», и спонсор — производитель алкогольных напитков — в рекламу конкурса вставляет свою торговую марку. Но это не реклама самого алкоголя, — констатирует Татьяна Холод. — Кроме того, своих клиентов производители «достанут» через выставки, акции и даже письма с фирменными презентами. К примеру, ребенок складывает пазлы и радуется: «Мама, я рюкзак выиграл! Кто его подарил?» А подарил его «добрый дядя» под названием торговой марки производителя алкоголя или табака. 

Реклама алкоголя не исчезнет? 

На ужесточение правил рекламы производители крепких напитков смотрят скептически.
— По нашему мнению, реклама алкоголя не исчезнет, — считает руководитель PR-направления одного из крупных украинских производителей этой продукции Людмила Нестеренко. — Производители находят способы обойти ограничения. Пример — российский рынок, где многие алкогольные бренды являются «зонтичными», то есть общими для продукции нескольких товарных категорий. Таким образом, достигается присутствие на наружной рекламе и в качестве спонсоров различных мероприятий. 

Еще один вариант — реклама «бренда-производителя». Например, у компании Procter&Gamble в каждом ролике в рекламе долгое время присутствовал фирменный логотип компании и цитирование главного слогана — «Качество от Procter&Gamble». 

— Новый закон выгоден производителям, которые находятся на рынке давно и уже успели «наработать» известность своих марок, — говорит Людмила Нестеренко. — Естественно, какое-то время потребитель по инерции будет отдавать предпочтение уже знакомым брендам. У нашей компании могут возникнуть неудобства с продвижением торговых марок. Но большой проблемы мы тоже не видим. На рекламном рынке есть еще резервы: Интернет, партизанский и вирусный маркетинги… И плюс использование разрешенных законодательством традиционных методов. 

Табачники против полного запрета рекламы 

Позиция руководства табачников неоднозначна. 

— Производители понимают обеспокоенность общества по поводу их продукции, поддерживают регулирование табачной отрасли и признают, что их реклама не должна быть направлена на несовершеннолетних и людей, которые не курят. Но они и не поддерживают полный запрет рекламы. Производители должны иметь возможность доносить информацию о характеристиках своего продукта до взрослых потребителей хотя бы в точках продажи, — говорят в пресс-службе одной из крупных украинских табачных компаний.

Что ждет нарушителей
Ст. 27 Закона «О рекламе» за нарушение порядка распространения рекламы или несоблюдения установленных законом требований к содержанию рекламы предусматривает штраф в размере пятикратной стоимости распространенной рекламы.

Место под солнцем займет реклама авто 

Больших потерь от того, что алкогольные и табачные компании освободят лайт-боксы, рекламщики не понесут, считают специалисты. 

— Всего лишь несколько алкогольных компаний входят в список основных рекламодателей, их доля не более 10-12% от общего объема рекламного рынка. А вот бюджет государства, скорее всего, понесет потери в связи с уменьшением доходов рекламщиков, — считает руководитель PR-направления одного из крупных украинских производителей алкогольной продукции Людмила Нестеренко. 

Впрочем, в рекламных агентствах, специализирующихся на наружной рекламе, говорят, что новый закон на их доходах если и отразится, то незначительно. 

— Уже в начале 2008-го на эти товарные группы приходилось чуть более 14% всех бюджетов «наружки», тогда как в 2005 году они составляли 25%. Одна из крупнейших сигаретных компаний в прошлом году практически полностью отказалась от «наружки» — их реклама перекочевала в магазины. Место табака и алкоголя на щитах займут торговые сети, связисты, автомобильные дилеры, СМИ, банки, — уверяют в одном из харьковских рекламных агентств. 

А в Верховной Раде уже зарегистрирован законопроект, предлагающий отсрочить эти запреты еще на год. 

— Их мотив таков — когда в стране кризис, не время лишать рекламную отрасль доходов, — говорит замначальника Харьковского областного управления по делам защиты прав
потребителей Татьяна Холод.

kristall




Архив новостей

Программа "Вечірні Новини"Лого телеканал Р1

Эксклюзивное интервью на Р1Лого телеканал Р1

Гость "ВХ" на Р1Лого телеканал Р1

Телеканал Р1 на youtube

Выбор читателей

О нас Реклама Подписка
  • Facebook
  • Вконтакте
  • Twitter
  • rss

Курсы валют от НБУ

100 USD 2644.61 грн
100 EUR 3086.26 грн
10 RUB 4.1655 грн


Новости от за посиланням
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра "Kronverk Cinema" Дафи