Сегодня только 7% населения Украины знают толком, что такое НАТО, чем оно занимается и какие цели преследует. Большинство же (около 70%), по данным фонда «Демократические инициативы», ничего не ведает о Североатлантическом совете и живет в плену постсоветских мифов об агрессии альянса. Кстати, ярыми приверженцами НАТО в нашей стране являются в основном грамотные «верхи» — чиновники внешнеполитического ведомства и министерства обороны.

Не так давно в Украину в третий раз приезжал генеральный секретарь Альянса Яап де Хооп Схеффер. Понятное дело, что и на этот раз о сроках вступления и датах речи никто не вел. Главным достижением третьего визита ген-сека НАТО, по мнению специалистов, стало изменение атмосферы, качества и риторики переговоров: на этот раз профессионалы говорили с профессионалами на одном и том же языке — о том, что необходимо сделать по дороге в альянс. После официальных встреч в столице натовская делегация разъехалась по регионам — в Одессу, Донецк и Харьков. В нашем городе гости успели не только поучаствовать в международном семинаре «Украина — НАТО — Россия: позитивные векторы евроатлантической безопасности», который проходил в университете им. В.Н. Каразина, но и посетить физико-технический институт.
С самого утра у входа в университет был, как принято сейчас говорить, аншлаг. Гостей по уже установившейся в Харькове традиции встречали не только хлебом-солью, но и пикетами, причем с двух сторон — как сторонники евроатлантической интеграции, так и противники оной. Кстати, желающих поучаствовать в семинаре тоже было хоть отбавляй: к зарубежным гостям и представителям Министерства иностранных дел, аналитических центров присоединились власти области и города, молодежные организации, преподаватели, студенты — в итоге большинству журналистов пришлось конспектировать под дверью.
Самым резонансным выступлением стала речь руководителя центра сравнительных политических исследований Российской академии наук Бориса Шмелева, который заявил, что «Россия возмущена, что не может принимать участия в выработке решения о том, присоединяться Украине к НАТО или нет». По его словам, сближение Украины с НАТО может привести к обострению геополитического противостояния России и западных территорий Украины, как это было в конце прошлого года, во время президентских выборов. «Я думаю, что это не будет способствовать укреплению демократии в самой Украине и приведет к обострению отношений с Россией. От того, каким будет баланс наших отношений, зависит очень многое», — заявил Борис Шмелев.
Один из главных идеологов вступления Украины в НАТО, первый заместитель министра иностранных дел Антон Бутейко подчеркнул, что мнения рядовых граждан РФ, пусть и таких именитых — это одно, а политика государства — совершенно другое. Несмотря на заявления, Российская Федерация достаточно активно сотрудничает с НАТО. К примеру, сегодня россияне имеют в Брюсселе свое отдельное представительство, где «росвооруженцы» лоббируют интересы отечественных компаний на рынке НАТО. В результате, скажем, завод вертолетов имени Милля активно сотрудничает с французскими предприятиями. Более того, россияне уже приняли нормативные документы, которые подогнали производство определенных категорий продуктов военно-промышленного комплекса под стандарты НАТО. «Нас же они убеждают, что этого делать не нужно, — отмечает Антон Бутейко. — Вот в чем проблема. Я готов к дискуссии в любом регионе, чтобы рассказать правду о НАТО, я ничего не идеализирую, а просто прагматически смотрю с точки зрения проинформированности».
По мнению первого замминистра иностранных дел, харьковчанам пора снять с глаз пелену, сотканную еще во времена СССР, и избавиться от привитых в то время стереотипов. Сегодня другая ситуация — не конфронтации, а сотрудничества в плане борьбы с глобализацией, терроризмом, стихийными бедствиями. Натовская структура — наиболее эффективна в этом плане, так как она оказалась самой жизнеспособной. «Мое убеждение, — говорит Бутейко, — Украина должна быть с той структурой, которая проявила себя более эффективно. Вступление Украины в НАТО — это возможность быть в том механизме, который определяет важные дела не только европейского континента, но и мира». К плюсам Антон Бутейко относит и действенные механизмы по защите безопасности, стандарты демократии, рынок для новых контрактов, увеличение количества рабочих мест, изменение инвестиционного рейтинга…
Но это ни в коем разе не предполагает, что мы будем подчинены НАТО, нет. «Без нашего согласия, — продолжает украинский дипломат, — не может происходить ни одна запланированная акция. Если мы идем в НАТО, то это не означает, что наши мальчики будут под командованием американцев, — нет, наши Вооруженные силы будут под нашим командованием. Если мы будем участвовать в натовских операциях, то только после соответствующего решения Верховной Рады. А вот находясь за рамками такой влиятельной организации, мы не сможем влиять на выработку и принятие решений, таких, как бомбардировка Сербии.
По мнению Бутейко, Украина может развиваться и не вступая в НАТО, хотя пример республик Балтии, у которых с вступлением в альянс минимальная зарплата выросла до 400 евро, подталкивает к иному. Посол Республики Болгария при НАТО Любомир Иванов отметил, что уже на следующий год после того, как его страну пригласили в альянс, объем иностранных инвестиций вырос на 70%. Посол Чешской Республики констатирует, что чехи, несмотря на свое «советское» прошлое, после вступления в НАТО могут похвастаться прагматическими отношениями с Россией. Он уверен, что вопрос, почему нужно вступать в НАТО, чем это выгодно, украинские политики должны задавать самим себе. Никто не возражает, что вступление в НАТО влечет за собой и минусы, но чехи вступили в НАТО из-за того, что добрались до такого этапа, когда национальные интересы будут самым лучшим образом защищены в рамках НАТО.
В свою очередь, губернатор Арсен Аваков заявил, что после выступления «продвинутого профессора» из России понял — великодержавный шовинизм у соседей процветает, как и раньше. «Когда последовала реплика, что Россия возмущена тем, что не может принимать решение о присоединении Украины к НАТО, я стал на шаг ближе к НАТО», — подчеркнул председатель ХОГА.
Арсен Аваков отметил, что главная цель семинара — не определить механизм вступления в НАТО, а обеспечить максимальную информированность: что такое НАТО, ради чего оно пришло в Украину, почему мы с ним разговариваем? «Любой человек должен обладать полной информацией, для того чтобы принять решение, — считает губернатор. — Я хочу, чтобы украинский народ сам определял основы своей безопасности, а не зависел от братского народа, а о войне с Россией говорят только провокаторы. Я уверен, что такие ключевые вопросы развития страны нужно решать на референдуме. Народ Украины, в том числе харьковчане, должен самостоятельно решать, идти стране на альянс с НАТО или нет».

Справка

В натовской программе «Партнерство ради мира» Украина участвует с 1994 года. В 1997-м была принята Хартия об особом партнерстве между альянсом и Украинским государством, а с 1999-го формат отношений определяет совместный форум комиссии Украина — НАТО. В 2002 году был утвержден план действий Украина — НАТО. В апреле же текущего года Украина получила приглашение от альянса к интенсифицированному диалогу по вопросам членства и соответствующих реформ.

Pro

Виктор Козориз, первый заместитель председателя областной организации УНП:
«Мы проводили информационный пикет под лозунгом «Все — на защиту НАТО», чтобы защитить эту организацию от несправедливых, как мы считаем, нападок. Около сотни наших активистов раздавали листовки, содержащие семь аргументов в пользу НАТО, разъяснения, какие же плюсы ожидают Украину при вступлении в евроатлантический альянс. По моему мнению, сегодня это уже скорее политический союз, чем военный, потому что на первый план выходит не реализация каких-то геополитических интересов, а борьба с контрабандой, терроризмом и чрезвычайными ситуациями. Более того, для Украины — это самый дешевый способ гарантировать свою безопасность. А НАТО как сосед заинтересовано, чтобы наша страна была нормальным государством, где не взрываются склады с оружием, а ракеты при учениях не попадают в гражданские самолеты. Я уверен, что часть расходов по переоснащению нашей армии натовцы возьмут на себя, но основная тяжесть реформирования ляжет на наши плечи, ведь это мы вступаем в НАТО, а не наоборот. Заявление, что НАТО уничтожит нашу оборонную промышленность, — миф: ведь большинство заводов прекратило свое существование при распаде Союза. Военно-промышленный комплекс должен быть переориентирован так, чтобы осталась только его конкурентоспособная часть. Я считаю, что при нормальной информативной работе население поддержит идею вступления в НАТО».

Contra

Сергей Усачев, Дзержинское отделение партии «Новая
демократия»:

«Партией «Новая демократия» организован пикет «Украина — внеблоковое государство». Поучаствовать в нем мы пригласили и другие политические силы: СДПУ (о), коммунистов, ПСПУ, а также студентов, ветеранские организации и Союз советских офицеров. Мы не просто встречали представителей НАТО, а еще раздавали листовки, «эсдеки» собирали подписи против вступления в НАТО. Мы просто вышли выразить свою точку зрения: Украина должна быть внеблоковым государством, главная наша задача — ЕЭП и содружество с Россией и Белоруссией. Может быть, со временем образовалась бы какая-то другая более действенная форма союза.
Если же говорить более эмоционально, то мои деды лежат в земле, они воевали за нашу Родину, а теперь здесь будет другой солдат? Мы уничтожили фашизм и не позволим присутствия других стран на нашей территории, даже очень хороших. У нас самодостаточная нация, мы умеем и воевать, и мирно трудиться, поэтому жить под эгидой кого-то не хотим. Мы не хотим, чтобы наши хлопцы защищали интересы государств, живущих лучше нас экономически. Тем более мы знаем, чем закончилось мероприятие НАТО в урегулировании югославского конфликта. В Конституции же записано, что мы — внеблоковое государство, а нам сейчас пытаются лапши на уши навешать».

В тему

В начале октября в Украине состоялись многонациональные антитеррористические учения «Joint Assistance 2005», проходившие в рамках программы НАТО «Партнерство ради мира» и конвенции о запрете разработки, производства, накопления и применения химического оружия. Основные баталии разворачивались на Яворивском полигоне во Львовской области. По легенде в Украину проникли пять воинов ислама, которые сначала захватили поезд, чуть позже — химический комбинат «Сірка» и взяли в заложники 10 человек, а во время переговоров применили химическое оружие. Участники учений отметили, что такой вариант сценария был избран не случайно, а для большей естественности, так как чаще всего к террористическим актам оказываются причастными группировки исламистского толка, а самой страшной угрозой, нависшей над миром, стало оружие массового поражения. Задача отечественных спецподразделений — освободить заложников, а вот для ликвидации последствий теракта украинские власти обращаются к зарубежным миротворцам. Свои умения и навыки во время операции продемонстрировали представители свыше 25 стран-членов НАТО и Организации по запрету применения химического оружия. Украину на учениях представляли подразделения МЧС, Минобороны, Антитеррористического центра Службы безопасности Украины, МВД, Государственной пограничной службы. В учениях также участвовали представители Минздрава Украины, МИД, Государственной таможенной службы.
Руководитель Антитеррористического центра СБУ Владимир Тимошенко отметил, что гипотетическая беда была выбрана, в частности, для того, чтобы мы могли поучиться у более опытных, у «тяжеловесов». «У каждого, как говорят, своя техника бокса, — заметил он. — И каждый может продемонстрировать и выучку, и специальное оснащение. Главное — возможность взаимодействовать в критических ситуациях, когда масштабные трагедии могут перерасти в такое, что одной стране не по силам преодолеть и надо будет объединить усилия. Несмотря на рабочую сумятицу, царившую в самом начале, со временем многонациональная команда продемонстрировала игру в унисон».
В свою очередь Карстен Фосболл, глава департамента по планированию чрезвычайных ситуаций НАТО, заявил, что в прошлом году подобные ситуации отрабатывались во время совместных учений Россия — Нато, но особенностью нынешних стала совместная работа с ОЗХ. Было отмечено, что подобные учения в практике мирового сообщества проводились впервые. По мнению Карстена Фосболла, учения, безусловно, внесут вклад в тот длительный процесс, который Украина начинает в сторону евроинтеграции. «Вам придется проделать большую работу, чтобы приблизиться к стандартам альянса, — заявил он. — Учения я рассматриваю как шаг в этом направлении».