Коллектив Харьковского научно-производственного объединения "Турбоатом" приступил к изготовлению первой из шести гидротурбин для Каховской ГЭС.

- На этой электростанции Днепровского каскада установлено достаточно устаревшее оборудование, отработавшее почти с двукратным превышением свой нормативный ресурс и требующее безотлагательного обновления, - говорит начальник СКБ "Турбогидромаш" главный конструктор гидротурбин, доктор технических наук, профессор, академик Инженерной академии Украины и Энергетического академии России Игорь Веремеенко. - Решение о модернизации турбины Каховской ГЭС было принято Минэнерго Украины после проведения с участием экспертов Мирового банка независимой экспертизы состояния оборудования на шести станциях Днепровского каскада, составляющих основу отечественной гидроэнергетики. Данный проект, охватывающий крупнейшие гидроэлектростанции Украины мощностью 2,8 млн. кВт, Национальный диспетчерский центр, системы мониторинга не только силового оборудования, но и гидротехнических сооружений, может сделать честь любой стране.

Каховская ГЭС - уже третья электростанция Днепровского каскада, для которой изготавливает модернизированные турбины "Турбоатом". Ранее начаты поставки турбин для Киевской ГЭС и Днепровской ГЭС-1. Рациональное сочетание зарубежных инвестиций - для закупки главным образом электронного оборудования и собственных ресурсов - для приобретения современного отечественного энергетического оборудования (над его разработкой и изготовлением, кстати, трудятся другие харьковские предприятия и учреждения - заводы "Электротяжмаш", "Гидропривод", ХЭМЗ, институт "Укргидропроект"), делают этот проект очень эффективным. Расчетный срок окупаемости реконструкции станций составит менее четырех с половиной лет (при нормативном по международным критериям в десять лет). Кроме того, ГЭС Днепровского каскада, работающие, как и все гидроэлектростанции, на самовозобновляемой гравитационной энергии водотоков, являются важным стабилизирующим звеном национальной энергосистемы, и реконструкция их оборудования повысит надежность энергоснабжения.

Началу производства модернизированных турбин для Каховской ГЭС предшествовали исследовательские и конструкторские работы, которые были выполнены в сжатые сроки во многих проектных отделах и в специальных лабораториях экспериментального комплекса СКБ "Турбогидромаш". Проведенные в январе минувшего года в экспериментальном комплексе модельные приемно-сдаточные испытания проточной части гидротурбины с участием представителей заказчика подтвердили выполнение контрактных требований по коэффициенту полезного действия и мощности турбины. В частности, номинальная мощность турбины повышена с 51,8 до 54 МВт, причем, что особенно ценно, - исключительно за счет повышения КПД установки более чем на 5%. Второй важной задачей, которая решалась конструкторами при проектировании модернизированной установки, являлась разработка экологически чистой поворотно-лопастной турбины диаметром от 6 до 9,3 метра с маслонаполненными рабочими колесами. Хронологически сложилось так, что первой харьковской турбиной такого типа явилась установка для Камской ГЭС, что в России, где смонтировано 23 агрегата производства Ленинградского металлического и Сызранского турбинного заводов с рабочими колесами диаметром 5,5 метра. Заказ на первые шесть турбин "Турбоатом" получил в результате выигрыша конкурса с упомянутыми российскими заводами. Первая модернизированная турбина была пущена в апреле 1997 года, вторая - в декабре того же года, а третья - в декабре 1998-го. Пока заказчик удовлетворен работой харьковских турбин. Но для окончательного его заключения требуется более длительная проверка в эксплуатации.

С учетом положительного опыта создания и эксплуатации модернизированных блоков на Камской ГЭС и были спроектированы турбины Каховской ГЭС. Однако, отмечает Игорь Степанович, проблемы создания экологически чистых поворотно-лопастных турбин усугубляются с увеличением диаметра рабочего колеса. Конструкторам удалось найти решение и для турбин Каховской ГЭС.

Созданные в объединении новые самосмазывающиеся композиционные материалы позволяют существенно расширить номенклатуру экологически чистого оборудования. Однако впереди - серьезнейшая работа по освоению новой, более сложной технологии изготовления крупногабаритных экологически чистых рабочих колес гидротурбин с композиционными материалами. В настоящее время в объединении ведется тщательная подготовка производства, переоборудуется ряд производственных участков для обеспечения намеченных более сложных видов работ. На завод уже поступают по линии внешней кооперации крупные заготовки лопастей, корпуса рабочего колеса и других деталей каховских гидротурбин, которые сразу же запускаются в производство. Первая модернизированная турбина намечена к выпуску уже в середине текущего года, вторая - в первом квартале будущего, остальные - до 2002 года.

Кроме того, в нынешнем году "Турбоатом" приступит к разработке
проектно-технической документации для производства новых турбин еще для двух ГЭС Днепровского каскада - Кременчугской и Днепродзержинской. И их изготовление начнется уже в будущем году.