Власти Харьковской области инициируют создание в регионе современного ожогового центра для пострадавших на пожарах. Модернизация и финансирование такой структуры позволит надеяться на выживание даже тем, у кого обгорело до 85% поверхности тела. Сегодня таких пострадавших медики Харьковщины спасти не могут.

К сожалению, у нас многое происходит по привычному сценарию, воплощенному в поговорке «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». На этот раз таким «громом» стала история с маленькой харьковчанкой Настей Овчар, которая, спасая сестренку из пылающего дома, получила серьезные ожоги. Как выяснилось, в нашем регионе нет даже возможности лечить таких пострадавших; поэтому Настю отправили за океан.
Впрочем, ситуация с ожогами не была положительной и до случая в Воронцовке. Сегодня обнародованы устрашающие цифры. За последние три года ожоговые травмы различной степени получили свыше 11 тыс. жителей Харьковской области. Каждый пятый — ребенок, а каждый десятый из пострадавших получил тяжелые ожоги. Более того, за 2002-2004 годы от подобных травм погибли 257 человек, 13 из которых — дети.
Та же неумолимая статистика свидетельствует, что в регионе выживает только четверть из тех, кто обгорел на 20-30 %. Обгоревшие наполовину у нас не выживают почти никогда. Интересно, что ситуация по Харьковской области в этом смысле даже хуже, чем в целом по Украине. И это при том, что Харьков имеет мощный научный потенциал и несколько высших учебных заведений медицинской направленности.
Если жителям областного центра, пострадавшим на пожарах, в лечении несколько проще (в городе работают неплохие специалисты), то сельские жители вынуждены проходить еще одну инстанцию — районные больницы, которые, мягко говоря, не ахти как обеспечены необходимыми медикаментами, а тем более — квалифицированными врачами. Сегодня основная стационарная помощь при ожогах предоставляется в ожоговом отделении Харьковской городской больницы скорой и неотложной помощи.

Представители областной власти заявили не так давно, что современный ожоговый центр будет создан на базе упомянутого ожогового отделения «неотложки». Ежегодно в центр на лечение попадает около 1,5 тыс. человек, но пострадавших даже разместить не всегда есть возможность. Поэтому во вторник заместитель председателя Харьковской облгосадминистрации Василий Третецкий, ознакомившись с ситуацией, дал десять дней на проведение кардинальных изменений в ожоговом отделении. Он также призвал меценатов помочь в финансировании центра. Насколько реально за такой срок решить многолетние проблемы и потянутся ли в сторону «неотложки» меценатские деньги, станет ясно уже в ближайшее время. Гром ведь уже грянул…

Справка

Ожоговое отделение было создано в 1965 году на базе клиники НИИ общей и неотложной хирургии. После переезда института в новый корпус ожоговый центр на 100 коек остался в старом. После открытия в 1977 году Харьковской городской больницы скорой и неотложной помощи ожоговый центр был переведен туда приказом Минздрава. Центр имел собственные отделения, лаборатории и специалистов, но позже все это растворилось в структурах больницы и перестало выполнять свои функции. Ныне ожоговое отделение имеет слабую материально-техническую базу, несоответствие санитарным нормам и современным медицинским технологиям. Главная причина этому — недостаточное финансирование. Даже капитальный ремонт уже десять лет не проводился. При нормативе в 12 кв. м. на каждую койку пациентам приходится довольствоваться лишь 4,8 кв. м.