Дело ясное, что дело темное. Пожалуй, такой комментарий можно сделать к ситуации, которая сложилась сегодня вокруг детского лагеря «Зеленая дубрава», куда поехали отдыхать одаренные дети Харькова. Вот только отдохнуть многим из них так и не удалось...

Начну с небольшой преамбулы трехнедельной давности.

14 июля в оздоровительный лагерь «Зеленая дубрава» Полтавской области на отдых были направлены победители конкурса одаренных детей, проводимого Харьковской облгосадминистрацией. Во время заезда планировалось проведение фестиваля «Лидер». Но… с первых дней для детворы началась настоящая «лагерная Одиссея».

Сопровождали заезд два руководителя детских коллективов, пять человек родителей и координатор фестиваля Андрей Олефир. По его словам, в момент заезда детей на территории лагеря была уйма недоработок: «Этот вопрос поднял не я, а родители. На момент приезда в лагере была масса недоделок. Один из корпусов находился в состоянии ремонта. И порядок там наводился, когда дети уже были завезены. К тому же в тот момент не было вожатского состава. Увидев все это, родители начали возмущаться». У директора лагеря — Самвела Сарибекяна свое видение ситуации. По его мнению, взрослые, приехавшие с детьми, заранее были настроены негативно. Никакого ремонта, по его словам, в тот момент на территории лагеря не было: да, чинили водопровод, который накануне вышел из строя; да, первый этаж одного из корпусов был заброшен, однако двери туда были забиты, и детей туда никто заселять не собирался. По поводу же вожатых Самвел Сарибекян утверждает, что у него была устная договоренность с Андреем Олефиром о том, что тот со своими помощниками поможет присмотреть за детьми несколько дней, пока не подъедет основной вожатский состав.

Ситуация начинала выходить из-под контроля. И обе стороны, по их словам, изо всех сил пытались найти решение: директор лагеря — успокоить родителей, а координатор фестиваля — достучаться до Управления по делам семьи и молодежи, которое, собственно говоря, и должно было контролировать ситуацию. Однако попытки успехом не увенчались, и тогда Андрей Олефир определил для себя: «На претензии родителей мое руководство дало примерно такой ответ: Олефир не хочет работать и поэтому симулирует ситуацию. Что мне оставалось? Раз ко мне такое отношение со стороны руководства, то стоит ли стоять за него горой? Тогда я и встал на сторону родителей».

После этого события развивались просто с молниеносной быстротой. 16 июля по приглашению родителей и Андрея Олефира приехало телевидение и отсняло материал, который и был показан по «1+1». 19 июля при Харьковской облгосадминистрации была создана комиссия для расследования ситуации. К тому же на 38 жалоб, поданных родителями премьер-министру Украины (напомню, что на момент ввоза детей с ними было только пятеро родителей), нужно было реагировать. Комиссия пришла к выводу, что детей из лагеря нужно немедленно вывозить: «Самое неприятное во всем этом то, что детей привезли в лагерь, который не имел соответствующего паспорта. Был закрыт полтавской санэпидемстанцией, не имел охраны», — комментирует председатель комиссии, первый заместитель губернатора Василий Бабаев.

Действительно, существует запрет санитарной службы Полтавской области, датированный 14 июля. Возникает вопрос: почему санэпидемстанция проснулась именно 14 июля, в день заезда детей? Более того, у Самвела Сарибекяна имеется другое постановление той же службы, датированное 28 марта, когда шла подготовка документов для участия в тендере, которое говорит об удовлетворительном состоянии лагеря. Майские проверки дали тот же результат, что и в марте. По словам директора лагеря «Зеленая дубрава», вся эта ситуация сфабрикована с целью отобрать у него лагерь. Он говорит о том, что прошлым летом из-за поджога на территории лагеря был сорван заезд киевлян. После этого был целый ряд звонков с угрозами в адрес семьи и требованиями либо отказаться от лагеря, либо заплатить 50 тыс. гривен взятки за его приватизацию. Кому — мол, он сам знает.

20 июля комиссия принимает решение о вывозе детей из лагеря и начале служебного расследования в отношении начальника Управления по делам семьи и молодежи Андрея Васильева. Около 40 детей возмущающиеся родители перевозят в лагерь «Солнечный», а остальных — в «Лесные зори». Вполне возможно, что это решение было верным, однако дети, по всей видимости, так не считали: «Двадцатого к нам привезли детей в 9-10 часов вечера. Дети были очень возбужденные, расстроенные. Они немного были удивлены переездом, — рассказывает директор лагеря «Лесные зори» Тамила Шмалько. — Они не хотели сюда ехать. 25 человек уехали сразу же 21 числа».

Наверное, принимать решения — это компетенция взрослых, вот только страдать порой приходится детям. Ниже рассказы детей, с которыми мне удалось встретиться в лагере «Лесные зори», как говорится — без комментариев.

Дарья Котлярова, победитель конкурса «Мисс Афродита»:

«Мне больше понравилось в Полтаве. А нам сказали, что в том лагере плохие санитарные условия, поэтому нас сюда перевозят. Закрылись в корпусе, потому что не хотели уезжать. Выставили колонки, играла музыка, крутили песню «Разом нас багато», вынесли флаг Украины. С комиссией разговаривали через окно. Перед этим приезжало телевидение, которое снимало какую-то свалку, на которой мы якобы питаемся, заброшенный домик с побитыми окнами. Кормили там обалденно, пять раз в день, был медпункт, на второй день приехали вожатые. Я вообще в первый раз попала в лагерь, но мне там очень понравилось».

Софья Николенко, цирковая студия «Каскад»:

«Когда нам сказали, что нас увозят, нам это не понравилось и мы начали протестовать. В лагере было хорошо, а потом приехали журналисты и сняли места, куда нас просто не пускали».

Наталья Котлярова, мама Даши Котляровой:

«Если взрослые разбираются — это их личные проблемы, но данный вопрос не должен был коснуться детей. Этим я очень недовольна. К тому же, что их перевозят, я узнала от Даши. Никто из официальных представителей меня не предупреждал».

Владимир Прокофьев, руководитель пресс-центра Харьковской областной организации Либеральной партии, член независимой комиссии:

«Выехав в лагерь «Зеленая дубрава» в Полтавскую область, мы пришли к заключению, что лагерь пригоден для проживания. Сто двадцать детей лагерь принять в состоянии. Это наш вывод, и мы несем за него ответственность».

P.S. К сожалению, встретиться с начальником Управления по делам семьи и молодежи Андреем Васильевым мне не удалось. Он обещал дать комментарий после окончания служебного расследования, но несколько дней назад попал в больницу...