«Высшая школа перед вызовами XXI столетия» — такое название носила прошедшая в минувшую субботу в Харьковском гуманитарном университете «Народная украинская академия» — тринадцатая по счету международная студенческая научная конференция. Почти двести участников в течение целого дня обсуждали проблемы, с которыми сталкивается современная высшая школа.

Одним из главных требований нашего высокотехнологического столетия участники конференции признали потребность непрерывного образования в течение всей жизни. Как будет развиваться страна, во многом зависит от качества высшего образования, которое получают ее жители. Процессы, происходящие в Украине, в какой-то степени приблизились к общеевропейским. Так, было отмечено, что высшее образование приобретает черты массовости. Молодежь предпочитает не останавливаться на полученном среднем образовании, и в европейских странах, если брать в целом, всячески поощряется стремление к получению высшего образования. Вместе с тем в современном информационном обществе ценится не столько человек, сколько идеи, которые он генерирует.
Глобализация, которая затрагивает все сферы жизни, не проходит и мимо образования. «Характерные черты глобализации — это унификация знаний, всеобщее стремление стран мира к достижению высокого качества образования», — отмечает в своем докладе профессор Российской академии государственной службы при президенте РФ Светлана Шаронова. Эту же тему затронули и харьковские ученые. Профессор кафедры экономики предприятия НУА Игорь Тимошенков заявил, что глобализация приводит к обострению конкуренции на международном рынке образовательных услуг. «Рынок образования впечатляет по своим масштабам. По оценкам ВТО его емкость составляет порядка 50-60 миллиардов долларов. Если учесть, что каждый иностранный студент не только учится, но и где-то живет, питается и так далее, то можно удвоить эту цифру. Основные конкурирующие центры — это США, которые занимают примерно треть рынка, еще процентов 30 занимает Европа и порядка 10-15% — доля Новой Зеландии и Австралии. Экспортом образовательных услуг занимаются 129 стран, это приблизительно 70% всех государств. Полпроцента мирового рынка образовательных услуг занимает Россия, доля Украины и того меньше»,— рассказал профессор. Из «вызовов» нового времени Игорь Тимошенков особо выделил то, что меняется структура образовательных заведений: на место ремесленных и индустриальных учебных заведений приходит так называемый «образовательный супермаркет». При такой форме обучения «студент приходит в университет, как в магазин, и выбирает тот набор образовательных услуг, который считает целесообразным».
Процессы в сфере образования, происходящие на постсоветском пространстве, во многом схожи, поэтому наблюдения российских ученых могут относиться и к нашему государству. «Если мы хотим выживать, надо научиться продавать свой интеллектуальный продукт. Но, с другой стороны, нельзя образовательные услуги приравнивать к помывке в банно-прачечном комбинате, — подчеркнула в своем выступлении Светлана Шаронова, — это ценность, капитал, которым мы можем обмениваться… Действительно, Россия занимает 0,5% образовательного сегмента. Я сделала аналитический анализ этого показателя и выяснилось, что выглядим мы тут не очень прилично. По официальным данным Министерства образования, в России получают высшее образование иностранные студенты, которые не имеют даже среднего образования. Снизилось число студентов, которые уже имеют специальное техническое или высшее. Я про себя сформулировала это так: мы стали страной обучения недоучек. Вы понимаете, это жестоко. Однако российское сообщество постепенно начинает просыпаться и перестает себя уговаривать, что у нас самое лучшее в мире образование. Мы начинаем открывать глаза и спрашивать: а что у нас, собственно, осталось от этого бывшего «самого лучшего»? Это тенденция хорошая, она позволит нам не просто оголтело бежать за Болонским процессом либо стучать себя кулаком в грудь и кричать, что мы самые лучшие. Теперь с такой рефлексии реально начнутся изменения в образовании».