Бивни мамонтов – материал с тысячелетней «родословной», капризный и дорогой, но он стоит выделки: если к нему приложит руку умелый мастер, из кости получится настоящий шедевр.

Слоновая кость под запретом


Скульптор-ювелир по бивню мамонта Александр Степаненко занимается резьбой кости больше 30 лет. Но первым материалом, на котором он начал экспериментировать, стала коровья кость.

- Тогда бивня мамонта у меня не было, я начинал с обычной говяжьей кости – цевки, – рассказывает мастер. - Принципиальной разницы между изделиями из коровьей и слоновьей кости в общем-то нет. Коровья бывает даже плотнее, но бывает и пористой – это зависит от того, на каких кормах выращена корова. Когда хозяева сами выращивают корову – толщина стенки трубчатой кости доходят до 1, 5 см.

Александр уверяет, что изделия из слоновой и коровьей кости легко различить. Первая на продольном срезе «украшена» волнообразным рисунком, напоминающим срез агата, а на поперечном срезе видна сеточка, как на клавишах старых пианино. На коровьей кости рисунка нет: она чисто белая, жирноватая на вид.

В 80-х годах Александру Степаненко удалось купить фрагмент бивня мамонта. Достать слоновую кость было нереально, поскольку в 1995 году Вашингтонская конвенция запретила ее использование. С тех пор мастера переключились на бивни мамонтов, которым, в отличие от слонов, вымирание уже не грозит. Мастер покупает бивни, привезенные из России, взятые из зоны вечной мерзлоты. Этот материал не дешев: по словам Александра Дмитриевича, его цена – около 300 у.е. за килограмм.

Бивни пахнут визитом к стоматологу



- Многих запах бивня мамонта во время работы раздражает, а мне он даже нравится, – признается ювелир.

Запах кости напоминает Александру Дмитриевичу «ароматы», витающие в стоматкабинете в тот момент, когда бормашина рассверливает зуб. К слову, 80-90% работы художник выполняет настоящей зуботехнической бормашиной. Скульптор рассказывает, что даже себе самому иногда «лечит» зубы.

– Когда бывает, что откололся кусок пломбы и она начинает царапать язык – я заглаживаю ее бормашиной.

Кость – материал и роскошный, и благодатный.

- У слоновой кости много возможностей: с дорогим материалом всегда интереснее работать, – полагает скульптор.

Цвет кости мамонта зависит не только от возраста. Оказывается, ее «подкрашивают» и «соседи» по мерзлоте. Если она находилась рядом с медью – становится зеленоватой, если с окислами железа – чуть розоватой, объясняет ювелир.

Вечная мерзлота на тысячелетия «законсервировала» кости мамонта, но чтобы материал был пригоден для изделия, после извлечения из «морозилки» бивень должен три года пролежать в прохладе и влажных опилках, чтобы из него постепенно вышла влага, которой кость напиталась за долгие годы «заточения».

- Если бивень распилить сразу, его порвет: он растрескается и будет непригоден к изготовлению крупных изделий, – посвящает в тонкости обработки Александр Дмитриевич.

Из-под бормашины выходят ироничные рыбы


- Я очень неохотно берусь за заказы: в основном делаю то, что мне хочется, – признается ювелир. – Люди приходят, смотрят и выбирают понравившуюся вещь.

Любимый жанр Александра Степаненко — анималистика: оригинальные статуэтки слонов, мамонтов, черепах, бегемотов, забавных экзотических существ. Дома у художника большой аквариум, и рыбье великолепие мастер передает в кости: он признается, что рыбки – его коронка. Скульптора впечатляет искусство Востока, и среди его работ есть и таинственные нэцке, изысканные японские и китайские миниатюры.

– В моих работах присутствует ирония, – говорит мастер. – Я стараюсь сделать их веселыми и добрыми, чтобы человек взял их в руки и улыбнулся.

Аристократическое искусство стоит денег

Изящные вещицы оцениваются адекватно стоимости кости мамонта и качества тонкой ювелирной работы: некрупное и небольшое по сложности изделие стоит около 100 у.е.