На прошлой неделе президент ФК «Металлист» дал интервью «Футбольному уикэнду». Ключевые моменты прозвучали в телеэфире. А мы предлагаем полный текст беседы с журналистами.

- Первый вопрос имеет непосредственное отношение к истории с аппеляцией ФК «Металлист» в ФФУ в связи с результатами матча «Металлист» - «Динамо». Хотелось бы получить информацию, так сказать, «из первых рук». Так чего же требует клуб и какое решение считает справедливым? 

- Клуб, прежде всего, требует справедливого отношения к себе со стороны футбольной администрации.

- А санкции по отношению к бригаде арбитров? 


- Очевидно, что сложившаяся ситуация - это следствие, мягко говоря, некомпетентного арбитража. Но это не мне решать - для этого существуют футбольные органы, обладающие соответствующими полномочиями.

- Вы всегда крайне сдержанны и дипломатичны в своих комментариях. Поэтому некоторые слова и фразы из свежих интервью – «подлог.. воровство.. Жизнь показала – золотая середина невозможна… Братья Суркисы должны определиться…» не только настораживают, но и заставляют задуматься. Можете прокомментировать свою позицию? 

- Ни для кого не секрет, что я в футболе, можно сказать, человек новый. С одной стороны, те пять лет, которые я отдал футболу – совсем немного, с другой – не так и мало, особенно если учитывать прогресс, который демонстрирует сегодня команда. Когда начиналась наша с «Металлистом» совместная история, команда «болталась» в первой лиге и «блистала» полным отсутствием инфраструктуры. Иными словами, команды, как таковой, практически не было. Вместе с «Металлистом» я получил еще одну головную боль в виде разбитого стадиона, который к этому моменту уже 23 года не видел малейшего ремонта, не говоря уже о реконструкции. Не было тренировочной базы. Не было академии… Была первая лига…

- За пять совместно «прожитых» лет «Металлист» стал «трижды бронзовым», мы в еврокубках... 

- Я вам говорю точно, что если бы не Добромыль, к которому тоже как бы приложили свою руку Григорий Михайлович с Игорем Михайловичем, неизвестно, как бы развивались события с еврокубками в прошлом году. В Добромыле наша команда попала в яму. Попробуйте поиграть, загрузить ноги и получить такой моральный удар. А я ведь просил не отправлять команду в Добромыль, а найти ей другое поле... Я долго ждал, смотрел, я думал, что действительно можно как-то спокойно, без скандалов ситуацию эту решить. Но, как показала жизнь, все должно находиться на своих местах, то есть администрирование должно быть отделено от владения клубами, однозначно.

- Получается, этот эпизод с Марком Девичем стал последней каплей? 

- Да, той самой каплей, которая переполнила чашу терпения. Судите сами: клуб работает, вкладывает средства в развитие (а бюджет «Металлиста» - это около 30 млн. долларов). Причем, речь идет о нескольких годах работы - четырех, если быть точным. Работает тренерский штаб, работает коллектив, тренируются, играют, травмируются футболисты… А потом у них в буквальном смысле из-под носа уводят результат. Это одна сторона медали. Вторая - это болельщики. Ведь они ждут от нас результатов, надеются на нас. А какие могут быть результаты, когда нам приходится играть на поле сразу против двух команд – «Динамо» (Киев) и Федерации футбола? Как можно выиграть в такой ситуации?

- О так называемом «конфликте интересов» публично, на высоком уровне заявляли Ринат Ахметов, Борис Колесников и нынешний президент Премьер-Лиги Данилов. Получается, что вы – единомышленники? 

- Ну, с Даниловым мы вряд ли когда-нибудь будем единомышленниками… А с Ринатом Ахметовым мы эти вопросы действительно обсуждали неоднократно, много спорили по этому поводу. В какие-то моменты я был с ним не согласен. Хотел сам понять, прочувствовать, что такое конфликт интересов, и в чем же суть этого совместительства. А суть совместительства, как оказалось, заключается в том, что административное влияние на результаты матча неизбежно. То есть, когда на матче сидит президент Федерации футбола, а играет команда его брата… Сами понимаете: поневоле это - серьезное влияние, серьезный перевес. А такого быть не должно. Я это уже увидел и понял, что в противном случае мы никогда не доберемся до чистоты эксперимента, до «чистоты» чемпионата. В этом я убедился на собственном опыте. А если бы согласился с Ринатом Ахметовым три года назад, то, наверняка, все больше походило бы на то, что я просто поддерживаю его точку зрения. А мне хотелось говорить от себя лично. Сегодня наши мнения действительно совпали. И сегодня я твердо убежден, что сложившуюся ситуацию необходимо менять.

- По-вашему, добиться отставки Игоря Суркиса с поста президента Динамо, либо ухода Григория Суркиса с поста главы Федерации – реально? 

- Юридически я на это повлиять не могу, но буду выступать и объяснять свою позицию. Я готов отстаивать интересы ФК «Металлист». И если эта ситуация вредит интересам клуба, я буду бороться. Моя цель - не уход с поста Григория Суркиса или смена руководителей, владельцев «Динамо». Я просто хочу защитить интересы футбольного клуба «Металлист» и его болельщиков. Я категорически против, чтобы у них отбирали то, во что они вкладывают свой ежедневный непростой труд, чему отдают душу и сердце.

- В ноябре впервые стала муссироваться тема независимого судейства. Я помню Ваш комментарий – немного ироничный. Сейчас вновь возникла эта тема, опять в связи с матчем «Динамо» – «Металлист». Какова Ваша позиция? 

- Я и сейчас не знаю, что такое независимое судейство. Вот таким оно должно быть. Вот таким должно быть судейство. В письме, в ответе Динамо, приводятся примеры, что у Металлиста были какие-то необъективные моменты в судействе. Скажите, кому это адресуется – мне? Я же не руководитель Федерации Футбола. Если не объективно судят «Металлист», так, по-моему, глава Федерации - Григорий Михайлович Суркис. Так он и должен заниматься судьями. Если не правильно судят, кому надо выдвигать претензии? И вообще, я не очень понимаю, кому адресовано это письмо и кто - его автор!

- Давайте более детально остановимся на этом письме. В частности, на совете, высказанном в Ваш адрес пресс-службой «Динамо» (Киев), по поводу того, что Вы должны были наказать Марко Девича за неспортивное поведение и провокации. 

- Давайте вообще рассмотрим, что это за ответ ФК «Динамо», администрации «Динамо», и к кому обращался я. Итак, я обращался к конкретным людям. В первую очередь, к болельщикам. Я хотел обратить их внимание на то, что болельщики приходят посмотреть футбол, а не на статистическую отметочку о том, что «Динамо» (Киев) три очка заработало и пошло в раздевалку. Это первое. Во-вторых, я обращался к Григорию Михайловичу Суркису, как к президенту Федерации Футбола, чтобы он прекратил своим административным влиянием оказывать давление на результаты матча. И, в-третьих, я обращался к Игорю Михайловичу Суркису с просьбой не воспринимать это как должное и не пользоваться результатами такого влияния. Я ни в коем случае не обращался к славному клубу «Динамо», и я не могу понять, почему письмо я получил от «Динамо» - и тем более, от его администрации. Ведь поскольку непосредственно к клубу «Динамо» у меня не было ни претензий, ни вопросов, то их ответ оказался, мягко говоря, не по адресу.

- А что касается тона этого письма? 

- Тон… Да дело не в тоне. На самом деле я вообще не вижу никакого смысла в этом ответе. А то, что в письме говорится о том, что, мол, пусть «Металлист» сначала завоюет то, что завоевало «Динамо»… При всем уважении к достижениям «Динамо» отвечу: у нас еще много времени впереди. Просто я хочу сказать, что все, что завоевывало Динамо, оно без Суркисов завоевало. С Суркисами оно завоевало одни скандалы. Я все-таки ожидал ответа на свое письмо от тех людей, кому оно было адресовано, а не от абстрактного органа администрации «Динамо». Я искренне уважаю заслуги этого клуба, чту его историю, традиции, но меня не устраивает, что сегодня «Динамо» пользуется административными ресурсами президента федерации.

- На форумах в Интернете бурно обсуждается эта ситуация. Высказываются мнения, что благодаря вашему выступлению есть шанс, что в дальнейшем судьи не будут так беззастенчиво «вытягивать» «Динамо»… Однако подавляющее большинство уверены, что Суркисы не уйдут, по крайней мере в ближайшие три года… 

- Еще раз повторюсь: моя основная цель – не борьба с Суркисами, а желание, и главное (!) – необходимость защитить «Металлист» и его болельщиков от несправедливого судейства. Если бы я не обращал внимания на такие вещи, то мне нечего было бы делать в футболе вообще. Поэтому это не единоразовая «акция», не какая-то сиюминутная вспышка. Я пришел к выводу, что этим необходимо заниматься системно.

- В Киеве на стадионе Вы общались с Суркисом непосредственно? 

- Нет, не общался. Страсти были накалены до предела, и в разговорах не было никакого смысла. Сейчас нужно все спокойно обдумать, взвесить, разложить по полкам.

- Мирон Маркевич с недавних пор - и тренер «Металлиста», и тренер сборной. Как тренер сборной, он подчиняется Федерации футбола, а значит и Суркису. Как Вы считаете, не окажется ли он «крайним» в сложившейся ситуации? 

- Главный тренер сборной - этим всё и сказано. Это главный тренер - должность не назначаемая, а выборная. И выбирал не один президент ФФУ. Потому что сборная - не собственность Григория Михайлыча Суркиса. Это достояние всего украинского футбола. Так что вопрос только в успехе Маркевича. Будет Маркевич успешным – значит, всё будет хорошо, не будет успешным - значит, будут поводы для претензий

- А моральное давление Вы исключаете? 

- Я думаю, что у него крепкие нервы, и он выдержит. Если он выдерживает то, что делают с «Металлистом», то и тут справится. В конце концов, я ему помогу – мы всегда друг друга поддерживаем. И хочу заверить болельщиков, что в сборной всё будет очень взвешенно, пунктуально и профессионально.

- Относительно сложившейся ситуации Вы наверняка общались с футболистами. Какова обстановка в команде? Как обстоят дела с боевым духом – остался еще в запасе? 
- У нас крепкие ребята. К тому же, мы прошли закалку Добромылем, так что нас сложно сбить с ног.

- Александр Владиленович, не хотелось бы по абзацам анализировать матчи, которые в качестве примера приведены в письме «Динамо», но готовит ли «Металлист» списки игр, чтобы аргументировано доказывать системные ошибки арбитров в пользу «Динамо»? 

- Повторяю, я не руковожу Федерацией Футбола. И я не должен доказывать ошибки арбитров. А если они были, то куда же смотрел Григорий Михайлович? Он же руководит ФФУ, а, значит, должен апеллировать самому себе. Это же его работники, не мои. И раз его подчиненные допускают ошибки, пусть он и принимает по ним меры. Мы будем только аплодировать ему. Кстати, если говорить о ситуации с Девичем, то есть результаты интернет-опроса болельщиков. 55% считают, что нарушения не было, 31% считают, что нарушение было и 14% отдают решение «на откуп» судье. Этот эпизод уже чуть ли не по молекулам разобран...

- Вице-президент ФФУ Сергей Стороженко предлагает в качестве выхода из создавшейся ситуации назначить главой комитета арбитров иностранца. Что Вы об этом слышали, и каково Ваше мнение? 

- Я готов к любому варианту, лишь бы можно было, придя на футбол, наслаждаться игрой, а не недоумевать и нервничать из-за действий судей. Я, как и все болельщики, не хочу задумываться над тем, почему результат матча такой, а не другой. Я должен знать, что все происходит честно и по правилам. Что на поле выходят две команды, у которых нет никаких преимуществ друг перед другом, за исключением их мастерства. А когда моей команде приходится играть и против «Динамо», и против ФФУ одеовременно, то о какой спортивной чести может идти речь? И даже если в дальнейшем судейство на матчах с «Динамо» будет идеальным, я все равно буду сам себе задавать вопросы относительно справедливости результатов. Я буду реагировать, как на моем месте реагировал бы любой президент клуба. Который присматривается к действию судей, если даже там нет никаких нарушений, и интерпретирует их как нарушение. Но это естественная реакция человека - не просто болельщика, а владельца клуба.

Ведь футбол – это огромные деньги, прежде всего, в виде вложений. Речь о десятках миллионов долларов. Тут не просто стоит вопрос – выиграло «Динамо» золото, или нет, дали им вымпел победителей соревнований, или не дали. Это вопрос совершенно другого уровня. Уровня места в Лиге Чемпионов, например. Это миллионы долларов вознаграждений! То есть разговор идет о бизнесе, о деньгах… Мы не должны забывать, что кроме красоты футбола, это еще и деньги. Или Григорию Михайловичу и Игорю Михайловичу они нужнее, чем всем остальным? Я думаю, что все так же хотели бы получать премии от УЕФА, поэтому всё должно быть в пределах соответствия, чтобы ни у кого не возникало сомнений.

- А кроме прессы какие у Вас ещё ресурсы влияния на ситуацию? 

- Болельщики и результаты игры «Металлиста». На самом деле то, что сейчас происходит – абсолютно не мое. Мне гораздо интереснее заниматься тем, чем я люблю заниматься. «Металлистом», бизнесом. А участвовать в разборках, скандалах для меня крайне неприятно. И, уверен, никто не упрекнет меня в том, что я скандалист или любитель такого рода «разборок»…

- Скорее наоборот… 

- Да. Я долго перепроверял себя, не ошибаюсь ли я где-то в чем-то

- На самом деле такая ситуация, что...

- Ничего страшного. Есть ситуация, и мы будем ею заниматься. То есть, в этом нет ничего страшного, это жизнь, а жизнь – это борьба. В жизни всегда нужно бороться за своё место, только не за счет другого, а за счет своего ума, интеллекта, культуры.

- То есть, нужно быть на две головы выше «Динамо», чтобы никакой судья не повлиял на исход игры? 

- Вы понимаете, опять это «стать на две головы выше»… Если у «Динамо» будут ресурсы административные, то надо становиться на 10 голов выше. А всё это вложения, то есть финансовые затраты. Начинаешь задумываться, каких игроков надо покупать, чтобы выигрывать у «Динамо», с которым еще и ФФУ играет на поле!

- Вы считаете, «Шахтер» добился своего теми же информационными акциями 2007 и 2005 года? 

- Я считаю, что «Шахтер» - пионер этого процесса, поскольку Ринат Ахметов был первым, единственным, кто начал этому противостоять. Что же касается лично меня, то я ещё раз говорю: я должен был убедиться, что это действительно так. Причем убедиться на собственном опыте, чтобы никто не смог впоследствии обвинить меня в том, что я просто «подпеваю» Ахметову и иду у него на поводу. Мне было важно понять для себя и принять свое выверенное и выношенное решение.

И я сам убедился, что да – это больно, да – это дорого, да – это время. Мы потеряли 2 года, получили много шрамов, но мы стали мудрее и закаленнее. Как говорится, за одного битого двух не битых дают. Но зато теперь я точно могу сказать сегодня, что да, ситуация именно такова. И я буду действовать так, как я действую. Сегодня я могу точно сказать, что с этого пути я уже не сверну. Не надо было так делать…

- Это Ваша позиция по состоянию на «через 3 дня после игры с «Динамо»?

- Да, но я долго к этому шел. Шел последние три года - с тех пор, как Ринат Ахметов увидел, что я всерьез занялся футболом. Он мне обрисовал ситуацию, а я в чем-то соглашался, в чем-то нет. Сейчас я понял реальное положение вещей, и я спокоен.

- На самом деле, тут ещё довелось прочитать, что судейство Ищенко в мачте «Шахтер» - «Металлист» тоже было не совсем «гуманным» по отношению к «Металлисту»? 

- Это вопрос к руководству ФФУ, ведь судьи не в «Шахтере» работают. А какие у меня могут быть претензии к «Шахтеру», или к «Таврии», или к «Заре», или к «Днепру»? Вопрос может быть только к тому, кто является работодателем этих вершителей судеб украинского счастья под название футбол.