Медиа-группа «Объектив» приказала долго жить. Церемония прощания с «покойником» напоминает пиар-кампанию «наследника».

Представлять читателям «Объектив» нет нужды. И не только харьковчанам. Многожанровость, оперативность, профессионализм и, конечно же, та самая объективность (сравнительная) — вот далеко не полный перечень качеств, благодаря которым на протяжении последних пяти лет «Объектив» являлся несомненным лидером регионального медиа-пространства и одним из авторитетов медиа-пространства всеукраинского. Со стороны казалось — ничто не может поколебать стабильность телерадио-интернет-газетного «мастодонта». Поэтому новость о том, что МГ «Объектив» в одночасье практически прекращает существование, буквально ошарашила коллег-журналистов и, в особенности, харьковских телезрителей, для которых вечерний выпуск «Объектив-новостей» уже стал неотъемлемым атрибутом завершения трудового дня.

«Объектив» умер!...

Последний выпуск этих новостей вышел в пятницу, последний номер газеты «Объектив-но» — в четверг. А накануне, в среду, информацию о «безвременной кончине» медиа-группы на специально созванной пресс-конференции озвучил сам Зураб Аласания — один из ее соучредителей, бывший директор и владелец 10% активов, которому уволившийся в полном составе коллектив «Объектива» доверил роль «спикера». Причиной «исхода», по словам Зураба, стала вероятная угроза свободе слова журналистов «Объектива» со стороны другого соучредителя, фактического собственника медиа-группы, владеющего 75% активов, — харьковского бизнесмена Александра Давтяна. Аласания рассказал, что эту угрозу «объективщики» ощутили после того, как Давтян пошел во власть, став членом Харьковского горисполкома, а один из партнеров Давтяна, управляющий гостиницей «Харьков» (в которой размещается медиа-группа) Сергей Маслов, пройдя в горсовет по спискам Партии Регионов, стал членом депутатской комиссии по вопросам жилищно-коммунального хозяйства. Журналисты и раньше испытывали на себе «телефонное» право, а теперь и вовсе посчитали, что возможность полноценно освещать деятельность городской власти им больше не дадут. И, не дожидаясь включения механизма цензуры, предложили Давтяну подписать «соглашение об информационном невмешательстве» — стандартный договор о невмешательстве владельца в редакционную политику, составленный «Центром медиа-реформ» и ранее уже подписанный собственниками и журналистами нескольких украинских СМИ. Давтян не согласился, компромисс не получился, и все 46 сотрудников медиа-группы написали заявления
об увольнении.

«Развод» состоялся тихо-мирно, по-джентльменски. Стороны друг друга ни в чем не обвиняют, наоборот — говорят друг о друге не иначе как с уважением и пониманием. Давтян откровенно говорит, что ему жалко отпускать своих «питомцев». Аласания со товарищи — с благодарностью и теплом вспоминают годы, проведенные «под крылом» у Давтяна. Никаких претензий, моральных или материальных, ни у кого ни к кому нет. «Объектив» не выгоняют из арендуемого им помещения в гостинице «Харьков», самое ценное наследство медиа-группы — архив — поделят по совести: уходящие журналисты заберут себе его полную копию. Судьба еще одного «богатства» — бренда «Объектив» — пока неизвестна, авторское право на него никем пока не оформлено. Претендовать на него журналисты не будут. Впрочем, и отказываться тоже не намерены.

— Я даже не пошевелюсь для срочной регистрации этого бренда, — говорит Зураб Аласания. — Это должен решать Саша Давтян, который держит 75% активов медиа-группы. Но если будут предложения по бренду и торговой марке, то я готов
всемерно идти навстречу.

В наш век, когда из-за брендов, торговых марок, логотипов и прочего креатива порой разворачиваются полномасштабные коммерческие войны, такая уступчивость выглядит несколько странно. Впрочем, объяснение ей находим в рассказе Зураба о дальнейших планах коллектива бывших «объективщиков».

…Да здравствует «Объектив.ua»?

Судя по этому рассказу, судьба бренда «Объектив» в чем-то повторяет судьбу клонированного архива медиа-группы. В активе журналистов есть когда-то зарегистрированная одним из них собственная фирма — ООО «Объектив.ua». По словам Зураба Аласания, она и станет основой для новой организационно-правовой структуры, соучредителями которой в равных долях выступят все 46 журналистов. Под слегка подкорректированной вывеской они будут продолжать работать вместе, но уже в новом формате. Вернее, как и прежде, в нескольких. В частности, в режиме электронного информагентства — на не принадлежащем Давтяну Интернет-сайте, единственном не прекратившем работу элементе в структуре бывшего «Объектива». Будет у фирмы и своя газета — после соответствующей регистрации, — причем, по словам Аласания, в ее названии будет использовано то же кодовое слово «Объектив», иначе говоря — тот же подкорректированный бренд. Что же касается телеэфира, то журналистам уже поступило несколько предложений от различных каналов. Строить возможные отношения с ними экс-«объективщики» намерены на принципиально новых условиях, главным из которых, по словам Аласания, станет требование статуса управляющей компании, а не просто бригады наемных работников.

— Я не хотел бы попадать в очередное владение кого бы то ни было, даже самого уважаемого человека, самого честного и правильного, потому что знаю, что рано или поздно это приведет к тому же конфликту интересов, что сейчас.

Похоже, новая «объективная» медиа-структура обещает быть разборчивой «невестой». Благо, «сватов» предостаточно — на журналистов уже обрушился вал предложений от потенциальных инвесторов, не говоря уже о покупателях информационных продуктов, причем очень влиятельных — и не только из Харькова, но и из столицы. По словам Аласания, в случае масштабного «брака» его структура попытается диверсифицировать инвесторов, обеспечив участие в проекте нескольких, с небольшой долей каждого, дабы исключить возможность влияния на журналистов кого-то одного.

В общем, нашим коллегам, «оказавшимся на улице», впору не сочувствовать, а завидовать. Возможный успех начатого ими дела позволит им еще на шаг приблизиться к вожделенной журналистской независимости и реальной свободе слова, при этом развиться творчески и выиграть материально. Для коллектива бывшего «Объектива» это новая ступень в развитии. А может, и часть стратегии этого развития. Уж больно похожа на пиар-кампанию нового «Объектива» шумиха в прессе по поводу закрытия «Объектива» старого. В любом случае — молодцы. Удачи вам, коллеги!