Весь мир знает харьковскую школу радиофизики, школу машиностроения и энергетики. Наш земляк, российский режиссер Владимир Фокин предлагает продолжить список и прославить город еще одной школой – киноискусства.

Об этом он рассказал корреспонденту «Вечернего Харькова» во время своего визита на фестиваль «Харьковская сирень».

-- Владимир Петрович, как вам родной город?

-- Я всегда с огромным волнением и неиссякаемой любовью приезжаю в этот прекрасный город. И надеюсь, что те дни, которые я проведу в Харькове в этот приезд, оставят замечательное послевкусие. Но, к сожалению, я бываю здесь гораздо реже, чем хотелось бы.

-- В Харькове время у вас, наверное, расписано по минутам? Здесь же остались друзья, родственники. Со всеми нужно встретиться.

-- Самое главное – здесь могилы моих родителей, и визит на кладбище – это мой сыновний долг. И, конечно, есть друзья, с которыми я стремлюсь повидаться. Но, увы, друзей неизмеримо меньше, чем было когда-то. Раньше, когда я шел по Сумской, у меня просто болела шея от бесконечных приветствий, объятий, поцелуев. Сейчас такая ситуация: я приехал с дочерью в Харьков, и мы несколько часов гуляли по городу -- я не встретил ни одного знакомого лица! Это было для меня просто потрясение. А буквально через две недели я был в Нью-Йорке на фестивале нового русского кино. Вот там было действительно много знакомых. Как ни печально, в значительной степени друзья переместились туда. Это очень болевой момент.

-- Сейчас переезд за границу – дело обыденное. Не то что в советское время…

-- Проблема иммиграции для меня до сих пор стоит очень остро. И моя последняя по времени картина, которую я в прошлом году показывал в Харькове – «Ниоткуда с любовью, или Веселые похороны» -- в том числе и об этом.

-- «Ниоткуда с любовью» окрестили роковой ролью Абдулова. Вы верите в такие мистические совпадения?

-- Желтая пресса попортила мне кровь, играя на совпадении судьбы актера и его героя. Глупости! Мы закончили фильм, и Абдулов был совершенно здоров. Мы же кадры молодости героя снимали последними, через год после того, как Саша в фильме «умер». Каждый актер десятки раз болеет, страдает и умирает на экране. И большинство после этого живут долго и счастливо. А вот такие трагические совпадения запоминаются.

-- Какой фильм снять сложнее всего?

-- Короткометражный. Это замечательная форма, невероятно емкая в художественном отношении и очень сложная. И как раз короткометражное кино представляется мне наиболее интересным. Моей дипломной работой был короткометражный фильм по рассказу Антона Чехова «Смерть чиновника», которую я снял в 1977 году. В свое время эта экранизация наделала во ВГИКе много шума. Чтобы подтвердить свое право оценивать работы молодых коллег на «Харьковской сирени», на которой в этом году демонстрировались только короткометражки, я привозил «Смерть чиновника» в Харьков.

-- К слову, о «Сирени». При определении победителей мнения членов жюри совпадали?

-- Иногда в формулировках дискутировали, но в целом все были единодушны – и по поводу призов за режиссуру, и за изображение, и за драматургию.

-- Победителем в номинации «Лучший игровой фильм» стал ваш ученик Вячеслав Серкез, тоже бывший харьковчанин. Неужели, чтобы добиться успеха, молодому поколению харьковчан нужно ехать в Россию?

-- Я уже несколько лет мечтаю организовать в Харькове киношколу. Я абсолютно уверен, что Харьков не только достоин, но и давно должен иметь свою автономную, независимую школу, лишенную всех этих ракушечных наслоений, которые скопились за десятилетия. Я считаю, что Харьков должен явить миру абсолютно новое украинское кино -- высокое, настоящее, конкурентоспособное во всех отношениях. Прежде всего в творческом, но и в коммерческом тоже.

-- Уже сделано что-то конкретное в этом направлении?

-- Сейчас есть концепция киношколы, но какой из вариантов будет реализован, еще неизвестно. Существуют вариации. Не исключено, что я предложу вахтовый метод. Мы с Аллой Ильиничной Суриковой преподаем на высших курсах сценаристов и режиссеров. Это «по мотивам» ВГИКа, второе высшее образование. Мне кажется, что такая форма будет более предпочтительна для Харькова, потому что в Харькове колоссальный интеллектуальный потенциал и очень много людей, которые блестяще себя проявляют в смежных творческих профессиях. Будучи инженерами, как я когда-то, или врачами, или кем-то другим, они так беспокоятся душой по поводу судеб человечества, что готовы творить.

-- От чего зависит воплощение в жизнь вашей мечты?

-- Я эту инициативу давно проявляю, мы уже обсуждали это с Татьяной Веркиной, ректором университета искусств. Мои мечты с большим энтузиазмом воспринимаются, но для того чтобы это реализовать, нужна серьезная воля. Это очень энергоемкая затея. Нужны учебные планы, нужно, чтобы были люди, желающие поделиться информацией, и так далее. Я готов инициировать процесс и по мере сил способствовать продвижению школы. И я обращусь с этим предложением к губернатору Михаилу Добкину -- чтобы киношкола в Харькове все-таки была.

Справка

От инженера до режиссера


Советский и российский кинорежиссер, сценарист и актер Владимир Фокин родился в 1945 году в Харькове. Окончил электромашиностроительный факультет Харьковского политехнического института и два года проработал на кафедре инженером. Одновременно руководил студенческим самодеятельным театром «Силуэт», что подвигло его поступить во ВГИК. Всем гражданам бывшего Советского Союза известен по шпионскому сериалу «ТАСС уполномочен заявить...».