Фотографии с черной лентой, цветы и листовки с известием о гибели руководителя Харьковского метрополитена на каждой станции. Сергей Мусеев ушел из жизни, не успев воплотить все свои новаторские идеи.

Мусеев любил свою работу и не боялся изменений. Под его руководством коллективу Харьковского метрополитена удалось добиться грандиозных успехов в достижении главной цели – сделать поездку максимально удобной, комфортной и безопасной для пассажиров.

Генеральный секретарь Международного союза общественного транспорта Ганс Рат, посетивший Харьков в числе других гостей из десяти стран мира в конце марта нынешнего года, подтвердил, что Харьковский метрополитен – лучший не только в Украине, но и один из лучших в мире по самым важным показателям работы общественного транспорта.

Действительно, в последнее время харьковская «подземка» не переставала удивлять нас сюрпризами: сразу же полюбившийся харьковчанам трогательный «железный метрополитеновец» на «Стекляшке», ненавязчивый музыкальный фон на «Университете», уютные скамеечки на «Советской», концерт симфонического оркестра на перроне, звуковые маячки для незрячих людей. На днях должен был выйти на линию обновленный вагон – более объемный и лучше освещенный, невероятно комфортный для инвалидов-колясочников и пассажиров с детскими колясками... Не говоря уже о внедрении инновационных технологий.

Так, кассиров в подземке заменили автоматы, вместо прежних затертых турникетов стали массово появляться современные, а пассажиры получили возможность пользоваться новыми социальными картами. Сергей Зинятович верил, что исключение человеческого фактора из функционирования системы не только сэкономит время пассажиров, но и повысит их культуру.

– Мы стараемся не отставать от мировых тенденций, – говорил Сергей Мусеев. – Нововведения, которые, правда, сначала были встречены пассажирами несколько настороженно, призваны в конечном итоге сделать пользование подземным транспортом максимально комфортным и удобным.

Кстати, сейчас уже большинство пользователей метро имеют бесконтактные карты. Среди них немало льготников, оформивших социальную карточку.

Семимильным шагом на пути к прогрессу стало начало создания в Харькове единой транспортной системы. 20 августа в нашем городе открылся первый в Украине автоматизированный пересадочный центр «Метрополитен – автобус». Теперь пассажиры метро, не выходя на улицу, могут комфортно пересаживаться на автобусы и маршрутки, используя при этом единый проездной билет. Только вот ввести его Сергей Мусеев не успел.

– Человек, выходя из дома, должен иметь возможность четко спланировать время, которое он потратит на пользование транспортом, – говорил Сергей Зинятович. – Он должен знать расписание движения наземного транспорта, чтобы доехать до метро. Мы – основной перевозчик и уже добились того, чтобы свести неполезные затраты времени пассажира к нулю. Теперь задача состоит в том, чтобы из метро пассажир мог выйти и беспрепятственно перейти к месту посадки на другой вид транспорта. При этом переход этот должен быть комфортным, то есть чистым, сухим, охраняемым милицией или дежурными. На месте посадки в транспорт человек должен иметь возможность не терять времени в очередях за билетом. Он должен оплатить поездку наиболее быстрым и удобным способом и добраться до места назначения.

И мечта «беспрепятственного передвижения человека» постепенно становилась явью. В метро уже построен и оснащен новейшим оборудованием Единый диспетчерский центр, с пульта которого можно регулировать движение общественного транспорта всего города. Онлайн-система круглосуточно фиксирует все городские пассажиропотоки. На станции «Холодная гора» метрополитен построил и ввел в действие терминал, который в сутки будет обслуживать до 200 тысяч пассажиров.

– Мы долго размышляли над тем, как правильно организовать пересадочные пункты, ведь мирового опыта в этом вопросе, по сути, нет. Но главное: у нас есть конкретные цели, есть поле деятельности, а поэтому я уверен, что все задачи окажутся нам по плечу, – с оптимизмом рассказывал Сергей Мусеев. – Можно сказать, что Харьков уже стоит на полпути к построению единой транспортной системы. Теперь со всей серьезностью нужно пройти оставшийся отрезок. Дорогу может осилить не столько идущий, сколько движущийся за сильным локомотивом.



– Эта потеря ужасна для всей нашей команды, – говорит губернатор Михаил Добкин. – Буквально за месяц до этой трагической ситуации его кандидатура рассматривалась на перевод в Киев на аналогичную работу, но мы тогда настояли, чтобы он остался в Харькове. Вечная ему память, вечный покой. Мы навсегда его запомним настоящим человеком, который жил интересами громады, интересами города, интересами трудового коллектива.