Гость «Прямой телефонной линии» – Александр Маркович Бандурка, ректор Харьковского национального университета внутренних дел, генерал-полковник милиции, профессор, доктор юридических наук, академик Национальной академии правовых наук Украины, народный депутат Украины четырех созывов, депутат Харьковского областного совета.

В ХНУВД будут готовить журналистов


– Добрый день, Александр Маркович. Меня зовут Марина Валентиновна. Скажите, есть ли у вас лицей при вузе и на каких условиях туда можно поступить?

– Есть «Лицей милиции», организованный по принципу суворовского училища, где дети находятся на государственном обеспечении. Мы принимаем детей в девятый, десятый и одиннадцатый классы. Причем только мальчиков из Харькова и области.

– А почему же девочек вы игнорируете?

– Вы знаете, такой же вопрос мне задают и мальчики-лицеисты. Дело в том, что здесь они проходят подготовку к службе в милиции. В этом году в выпускном классе было 12 медалистов! Ребята верят, что будут генералами, полковниками, профессорами, верят в свое будущее. Мы перед ними ставим очень высокую планку – пусть наш ученик и не взберется на самый верх, но все же поднимется на достаточно высокую ступень. А девочек мы любим и вовсе не игнорируем – принимаем их в Национальный университет внутренних дел после одиннадцати классов.

– Александр Маркович, здравствуйте. Наталья беспокоит. Слышала, что в вашем вузе планируется ввести новые специальности? Какие?

– В ХНУВД в общей сложности 17 специальностей и специализаций: правоведение, экономика, финансы и кредит, социология, психология, информационные технологии и многие другие. В этом году уже создан институт права и массовых коммуникаций. Появятся три новые специальности – «Журналистика», «Реклама и связи с общественностью», «Телевидение». Сейчас они проходят лицензирование, то есть подготовку к набору студентов в 2011 году.

– Это будет дневная форма обучения?

– И дневная, и заочная. Сначала – на контрактной основе, а потом часть обучающегося контингента, который отбирается для службы в органах внутренних дел, будет переводиться на бюджетную форму обучения.

Милиция станет полицией


– Александр Маркович, вы в милиции более пятидесяти лет. Изменился ли облик милиционера за эти годы? Меня зовут Евгений.

– Милиция – это частичка народа и элемент общества. Меняется общество, меняются условия, мышление – соответственно, изменения претерпевает и милиция. Сейчас нет уже того романтизма, того коллективизма, который был присущ милиции раньше. В былые времена вместе с милиционером ходили дружинники, представители комсомольских или молодежных оперативных отрядов, на каждом предприятии и при ЖКО был совет профилактики, а в микрорайонах – опорные пункты охраны общественного порядка. Сегодня же в обществе нет единого фронта противодействия правонарушениям.

Изменилось и отношение к милиции. Сегодня милиция уже не воспринимается значительной частью общества как правозащитный орган. Классическая формула «Моя милиция меня бережет» уже не работает. То есть наша деятельность в целом не удовлетворяет потребности населения в правовых услугах, услугах защиты, не соответствует европейским и международным стандартам по линии охраны и обеспечения прав человека. Значительная часть населения остается неудовлетворенной правоохранительной деятельностью государства. Поэтому нужны реформы.

– Какие?

– Многое может измениться с переменой названия нашего правоохранительного органа: милиции – на полицию. Но изменения должны коснуться не только термина, но и самого понятия службы. Такая идея в нашем обществе созревает, и я ее поддерживаю. Соответствующий законопроект мы разработали и направили народным депутатам Украины и в Министерство внутренних дел Украины. Я думаю, что после принятия Налогового кодекса и госбюджета на 2011 год закон «О полиции» тоже встанет на повестку дня парламента.

Но мало только сменить название – необходимо решить целый комплекс проблем. Можно принимать десятки самых совершенных законов, но если население не готово и не хочет им следовать, то никакими наказаниями, самыми тяжкими штрафами не добьешься, чтобы эти нормы закона выполнялись. Еще год тому назад кричали: давайте ужесточим штрафы за нарушение правил дорожного движения, порядок наведем. Первое время был какой-то эффект, но шок прошел – и все вернулось на круги своя: невзирая на высокие штрафы, количество ДТП ничуть не уменьшилось. Сколько ни говори человеку «курить и пить вредно», если он сам не оттолкнет рюмку или не выкинет сигарету – никакими наказами ему этого не запретишь. Поэтому необходима еще такая категория, как правосознание и законопослушность. И примером здесь должны служить глава государства, Кабмин, парламент.

«С женой мне повезло»


– Александр Маркович, меня зовут Нина. Мне нужна ваша защита – меня постоянно бьет сосед. У него брат работает в милиции.

– Нина, напишите мне письмо как депутату областного совета, отправьте его по адресу: улица Сумская, 64. Я на него отреагирую и приму меры.

– Александр Маркович, здравствуйте. Меня зовут Олег. Слышал, что вы занимались каким-то видом единоборства. Пригодились ли вам навыки рукопашного боя на службе?

– Пригодились, и неоднократно. Я занимался вольной борьбой, классической борьбой. Но занятия спортом нужны не только для того, чтобы где-то с кем-то бороться. Это прежде всего здоровый образ жизни, культура поведения, своего рода рыцарство мужчины, который чувствует себя уверенно. Поэтому в университете я способствую развитию и бокса, и кикбоксинга, и самбо, и карате. У нас в вузе – целая плеяда чемпионов мира, Европы, Украины, студенческих универсиад. Мы всесторонне поддерживаем молодежь, которая занимается спортом. Например, на днях наша команда по мини-футболу вышла в высшую лигу среди студенческих команд, а спортивная команда по тайскому боксу стала чемпионом Европы. Будем расти и дальше.

– Здравствуйте, меня зовут Елена. Александр Маркович, скажите, сложно ли, по мнению вашей супруги, быть женой милиционера?

– В семейной жизни не бывает так, что все зависит только от одного человека. Не случайно говорят: «муж и жена – одна сатана» – это взаимные обязанности, взаимная ответственность. И, наверное, семейное благополучие строится на совместных усилиях всех членов семьи. С женой мы прожили вместе уже 52 года, 29 раз переезжали из города в город, обосновались в Харькове. И сейчас я, как маятник, ношусь между Харьковом и Киевом. Я считаю, что мне с женой повезло – она меня терпит.

– Кстати, о Киеве. Скажите, как вы представляете интересы нашего города в Верховной Раде?

– В Верховной Раде Украины я руковожу научно-консультативным советом, и в мои полномочия не входит выступать от имени города. Но я могу лоббировать и поддерживать интересы харьковчан, и я это делаю.

Количество должно перейти в качество


– Добрый день, меня зовут Андрей. Александр Маркович, в нашей повседневной жизни зачастую приходится сталкиваться с тем, что на высокие должности и руководящую работу назначают не профессионалов, а чьих-то протеже.

– Я с вами полностью согласен – вы подняли очень болезненный вопрос. К сожалению, я был свидетелем того, как в результате выборов менялись институты власти, и каждый тянул за собой команду секретарей, кумовьев или просто случайных людей, которые способны были заплатить за должность.

Государству и обществу на всех уровнях власти необходима стабильность, чтобы профессионал формировался, чтобы были видны его деловые качества. Сейчас президент пытается это упорядочить – почистить кадры министерств, значительно сократив раздутые штаты, перевести количество в качество. Подобная работа будет проводиться и на местах. Больной вопрос, но необходимый: не может быть у нас 400 тысяч государственных служащих – это больше, чем Вооруженные силы, которые нас защищают.

И, безусловно, при комплектовании руководящего корпуса необходимо усиливать общественный контроль – чтобы люди видели, кого выбирают. Меня четыре раза избирали народным депутатом – и каждый раз у меня было 15-20 соперников. Мы стояли перед людьми, и народ каждого оценивал – кто на что способен. А когда списки закрыты и выбирают только по названию партии, то теряется сам смысл той придирчивости, контроля, своего рода целомудренности. Так что я с вами согласен и прямо указываю нашим «керманычам» на те недостатки, которые есть в кадровом обеспечении.

Преступниками становятся недолюбленные дети


– Насколько мне известно, вы являетесь автором нескольких книг. Одна из них – «Безопасность детей». Хотелось бы услышать ваше компетентное мнение по поводу того, как уберечь ребенка от плохого влияния.

– Первая моя книга о безопасности – «Генерал милиции советует и предупреждает» – о том, как не стать жертвой преступления. Вторая – «Папам и мамам о наркотиках и наркоманах». А в прошлом году вышла книга «Безопасность детей» и ее продолжение – «Ваша безопасность», где освещены всевозможные ситуации, в которых может пострадать ребенок – от младенческого возраста до юношеского.

Вы знаете, все инструкции, все наставления и советы, образно говоря, «пишутся кровью», то есть опираясь на горький опыт. А правила, как оградить ребенка от негативного влияния, уберечь от тюрьмы, наркотиков, алкоголя, лудомании (увлеченность азартными играми), в общем-то, достаточно просты.

Прежде всего это внимание родителей к своим детям. В Украине насчитывается десять колоний для несовершеннолетних преступников. Одна из них – Куряжская – находится в Харькове. В них содержатся ребята, которые с детства были недолюблены, недоласканы, несогреты, недобалованы своими родителями, познали агрессию со стороны близких или друзей. А потом свою обиду вылили на котенка или щенка, а затем – на младшего школьника или братишку и, наконец, взялись за нож. Там есть дети как из материально необеспеченных, так и из внешне благополучных семей, которым родители не уделяли достаточного внимания.

Еще одна причина детской преступности – формализм школьного обучения. Школа стала лишь источником знаний, но не очагом воспитания. И, конечно же, общественный настрой: это и улица, и недостаточная занятость ребенка, и СМИ. Сегодня в Интернете и по телевидению ребенок видит примеры агрессии, а преступник преподносится ему в образе героя или супермена.

Для обеспечения безопасности детей необходимо объединить усилия всех государственных служб и общественности. У нас девять ведомств, отвечающих за ребенка, но деятельность их разрозненна, подход формальный, вот и получается – у семи нянек дитя без глаза. В итоге – в нашей стране 200 тысяч беспризорных детей, которые состоят на учете в той или иной службе.

Нет молодежной организации, которая бы объединяла, была бы достаточно массовой, мощной, поддерживаемой обществом. На смену комсомолу и пионерии пришли разного рода субкультуры, агрессивные футбольные болельщики, сатанисты. И меня как отца, деда, прадеда и, наконец, ректора, это очень волнует.

«В милицию меня привело чувство справедливости»


– Александр Маркович, здравствуйте. Ирина беспокоит. Очень меня интересует – каково это быть единственным в Украине генерал-полковником милиции?

– Знаете, я никогда не думал о званиях или наградах, о том, чтобы меня заметили или поощрили. Ничего не просил, но и не отказывался. Отказался лишь, когда мне предложили быть министром, причем дважды, поскольку считаю, что это не мое. Я люблю живую непосредственную работу – со студентами, милиционерами, избирателями.

– Но в семье вы – не единственный генерал?

– Мой старший сын – генерал-лейтенант, младший – полковник милиции, внучка – капитан милиции. А первым милиционером в нашей семье был мой дед – Бандурка Сила Акимович – в 1917 году, имел ранение. Так что можно говорить о милицейской династии.

– То есть в милицию вы шли продолжать династию, начатую дедом?

– Нет, когда я шел в милицию, еще не знал, что мой дед был милиционером. А привело меня в правоохранительные органы чувство справедливости и яркие детские впечатления.

В 1950 годы, будучи еще мальчишкой, я за три километра прибежал в сельский магазин за леденцами. Смотрю – все мужики стоят на пороге и в сельмаг зайти не решаются. Я проскочил внутрь, а там стоит... «бог» – участковый, старшина милиции – в красном кашкете, в белой гимнастерке, ремнем подпоясанной, в портупее, на одном боку – револьвер, на другом – шашка, и любезничает с продавщицей. Купил я свои леденцы, прибежал домой и кричу: «Я видел милиционера!».

Было и еще одно стечение обстоятельств, сыгравшее немаловажную роль в выборе мой профессии. В голодном 1947 году мою мать задержали за то, что во время уборки хлеба она спрятала в фартук пригоршню зерна – ведь дома ее ждали четверо голодных ребятишек (двое родных и двое приемных). А в те годы за колосок с колхозного поля до десяти лет давали. День проходит – матери нет. Приходит к нам секретарь сельсовета и говорит бабушке: «Надо собрать сто яиц, сделать фунт масла (400 г) и отнести участковому, чтоб Марию выпустили». По всему селу собирали мы эти яйца (тогда это была большая роскошь) и молоко – целый день трясли его в бутылках, чтоб масло сколотить. А поздно вечером отнесли. На второй день мать пришла домой. Меня поразило, что несправедливость может совершаться теми людьми, которые должны нас защищать. Вот тогда, вероятно, и зародилась мысль пойти в правоохранители, чтобы добиться справедливости.

Личное дело
Бандурка Александр Маркович окончил харьковский инженерно-экономический институт и харьковский юридический институт. С 1959 года – на службе в органах внутренних дел. Прошел путь от лейтенанта до генерал-полковника милиции.

Основатель и ректор Харьковского национального университета внутренних дел, генерал-полковник милиции, председатель Научно-консультативного совета Комитета Верховной Рады Украины по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности, избирался народным депутатом Украины I, II, III и IV созывов Верховной Рады Украины, председатель экспертного совета Высшей аттестационной комиссии Украины по юридическим наукам, член Научного совета МВД Украины, доктор юридических наук, профессор, академик Национальной академии правовых наук Украины, заслуженный юрист Украины, заслуженный работник МВД, почетный гражданин Харькова. Удостоен 42 государственных наград. Полный кавалер ордена «За заслуги», награжден всеми отличиями МВД Украины. Имеет награды зарубежных стран.