Гость «Прямой телефонной линии» – главный харьковский Дед Мороз, заслуженный артист Украины, актер Харьковского государственного академического драматического театра им. Т.Г. Шевченко Евгений Плаксин.

Стал Дедом Морозом из принципа



– Добрый вечер Евгений Фролович. Меня зовут Наталья. Слышала, что вы стали Дедом Морозом от обиды?

– Мне было тогда семь лет, но я до сих пор храню этот билет на новогоднюю елку 1953 года. На нем изображена девочка, которая пишет письмо: «Дорогой Иосиф Виссарионович! Поздравляю тебя с наступающим 1953 годом». Сбоку талончик – «Подарок». Билет у меня был, а вот талончик я потерял. Дед Мороз не дал мне подарок. Это были послевоенные годы, отца в семье не было, жить было сложно. Как он мог не дать подарок ребенку, который жил в трудностях и нищете? Я безумно плакал! А потом вытер слезы, подошел к Деду и сказал ему: «Ты злой дед. Я вырасту, стану настоящим Дедом Морозом и буду дарить подарки всем».

Я поступил во Дворец пионеров, моим первым педагогом по мастерству актера был всем известный Петр Львович Слоним, отдававший свою стипендию талантливым детям Дворца пионеров. На днях Петра Слонима меня и троих харьковчан, посвятивших свою жизнь этому учреждению, наградили gочетным знаком «С дворцом – навсегда».

– А каким должен быть Дед Мороз? И много ли «некачественных» персонажей?

– Это очень сложная роль. Он должен уметь петь, хорошо двигаться, танцевать, рассказывать стихи и сказки, быть массовиком-затейником, иметь хороший голос, рассказывать прозу былинно. К сожалению, за последние ltcznm лет я не видел студента, из которого можно сделать Деда Мороза. Хороших актеров много, а Дедов Морозов мало. Молодым трудно в этой роли: одна из проблем – возраст. Я уже в молодости был похож на сказочного деда: видно, злость на того товарища стала толчком, и я уже с детства думал, как воплотить этот образ.

– Здравствуйте, вам звонит Валентин Артемович. Скажите, считаете ли вы свою творческую судьбу знаковой?

– Я даже слышать не могу спокойно, когда солидные актеры, уже много лет играющие Деда Мороза, сетуют: «О господи, снова этот Новый год, эта борода и усы!». Как они идут с таким настроением к детям, к глазкам, которые им верят? Сколько смогу – я буду Дедом Морозом. Есть детские садики, куда меня зовут уже сорок лет. Я бросаю все дела и еду к ним.

– А до какого возраста можно играть Деда Мороза?

– Я знаю актера, который работал до 94 лет.

У сказочного дедушки – «каменная болезнь»


– Здравствуйте, Евгений Фролович. Меня зовут Елена. Скажите, пожалуйста, а чем занимаетесь, когда вы не Дед Мороз?


– Дел у меня хватает. Я почти 45 лет работаю в театре им. Шевченко, веду праздники и мероприятия, преподаю. Сегодня с утра принял 50 зачетов. Я стараюсь ставить только хорошие оценки: зачем перед Новым годом портить студентам настроение?

– Я тоже студентка, и нам среди преподавателей очень не хватает таких Дедов Морозов. А какие роли вы играете в театре?

– К сожалению, нового репертуара у нас почти нет, но лучшее, что я могу порекомендовать с моим участием – «22 поцелуя» и «Осенние цветы»

– Добрый вечер. Говорят, у вас богатая коллекция камней. Вы собираете драгоценные камешки?

– Да какое там! Но мне мои камни дороги. Когда держу их в руках, чувствую, что держу в руках тысячелетия, а возможно, даже миллионы лет. В камнях теплится сама жизнь, в каждом из них я вижу мысль. Собираю их по всему миру. У меня есть камни с глубин Чудского озера – их вытащили рыбаки с 14-метровой глубины. Есть камни с Тянь-Шаня, Памира, Карпат, Урала, из средней Азии, с реки Эльбы, с Евпаторийского побережья – там очень много маленьких разноцветных камешков. А есть камни, напомнившие мне кусок сала или мяса, которые хочется укусить, – не мог же я их не забрать? Иногда тащу из поездок такие огромные камни, что надо мной смеются. Как-то в горах Хорватии заметил в луже огромный камень. Пока я его поднимал из грязи – надо мной смеялись, как ненормальные. Но я затолкал его под сиденье машины и привез в Харьков.

«Внученьки» бывают большими оригиналками


– Здравствуйте, меня зовут Лена.

– Дедушка Мороз на проводе.

– Какой прекрасный дедморозовский голос! Признайтесь, пожалуйста, как на духу: сколько у вас было Снегурочек?

– Деду Морозу солидный возраст позволяет работать, пока он не упадет, а у Снегурочки век короче. В прошлом году на елке дергает меня за рукав солидная дама, подмигивает: «Дедушка, ты меня узнаешь? 35 лет назад я была вашей Снегурочкой». За весь период моей дедморозовской жизни – а через три года мой стаж Деда Мороза достигнет 60 лет – у меня было 510 Снегурочек. Мои внученьки были разные, и я отлично помню самых лучших.

– А самых худших тоже помните?

– Еще бы! Одна из них, как мне показалось, работала в колонии строгого режима. Она такое творила с детками… Я боялся, что она поломает им ручки-ножки. Она изобрела номер, который можно придумать только в дурдоме. Связала левую ручку и левую ножку двух детей и заставила их бежать – кто быстрее. Когда я это увидел – потребовал срочно прекратить.

А еще помню, как опаздывал на вечер в солидную организацию, влетел, как угорелый, и кричу: «А где тут Снегурочка?». Сидит в углу тетя – настоящая Баба Яга в короне – и говорит: «Я Снегурочка». Я только и смог ответить «Очень приятно». Была у меня и «глухонемая» Снегурочка: она напрочь переставала говорить, как только я протянул ей микрофон. Пришлось отпахать за нее весь вечер.

Еще одна Снегурочка так спешила на утренник, что потеряла юбку. Была у меня и очень пьяная Снегурочка, которая все время почему-то подпрыгивала, причем все выше и выше, а потом вдруг исчезла. Пришлось в разгар праздника организовать танцы и идти ее искать. Как выяснилось, она уснула в гримерке на моих вещах. А на одном капустнике Снегурочку играл мужчина…

– Наверное, это было на елочке в гей-клубе?

– Нет, это было в одной крупной организации. Мужчину накрасили, одели в платье, прикрепили длинную косу – получилась очень солидная Снегурочка. В ожидании выхода он стоял в коридоре, но кто-то решил подшутить и выстрелил сзади из стартового пистолета. На Снегурочке мгновенно загорелись платье и коса. Чтобы его потушить – со стола стали хватать все что было: вылили на него соки, шампанское. Я не знал, что происходит за сценой, но когда полуобгоревшая и мокрая Снегурочка вышла на сцену – я признался, что такой внученьки у меня не было еще никогда.

Дети просят положить под елочку машину и унитаз


– Добрый день, Дед Мороз. Меня зовут Анна Сергеевна. Наверное, у вас ни один Новый год без курьезов не обходится? Устраивают ли вам экстрим под елочкой детки?

– В прошлом году я сшил роскошный новый костюм с широким кушаком. Во время первого же выступления в нем стою на сцене и вдруг чувствую: кто-то внизу ползает под моей шубой. Остановить праздник я не мог – пришлось переминаться с ноги на ногу, чтобы понять, что происходит. Оказывается, на сцену незаметно пробрался крошечный малыш, подлез под шубу, запутался в полах и не мог из-под нее выбраться.

А несколько лет назад Снегурочка, которая до сих пор вела себя нормально, прямо во время утренника начала вдруг от меня пятиться и все норовила стать спиной к стене или к елке. Она так и простояла до конца вечера под елкой. Спросить у нее я ничего не мог: вокруг дети, мы ведем диалог. Формы у Снегурочки были что надо – и, оказывается, дети подумали, что у нее платье на вате или на синтепоне. Чтобы убедиться в этом, они разорвали ей сзади платье до нижнего белья.

– А какие самые оригинальные желания загадывали вам дети?

– Раньше дети просили у Деда Мороза конфеты, мандаринки, сладкие подарки. А нынешние дети просят подарки покруче. Я получаю от детей письма с просьбой подарить компьютеры и даже «Мерседесы». А один мальчик написал в письме, что ему нужен унитаз. Как выяснилось, ему нужна была копилка в виде унитаза.

От похмелья спасает «волшебная» рюмка


– Добрый день Дедушка Мороз. Меня зовут Марина. Скажите, наверняка подвыпившие взрослые объясняются вам в любви, лезут целоваться?

– А что делать? Взрослые меня очень любят. А бывает, дамы в танце ко мне ну очень близко подходят – им интересно знать: а что же находится под шубой Деда Мороза?

– Поди, каждый хочет с вами выпить? Справляетесь?

– Очень давно у меня была печальная практика. На празднике было 22 стола, и все хотели со мной чокнуться. Закусывать я не могу: испачкаются усы и борода. Поэтому я обошел столы, всех поздравил, но под последним столом «прилег». Утром медленно пришел в себя на диване в ресторане. На фикусе висит моя борода, на кактусе – парик и усы. С тех пор, когда веду новогодние праздники – никогда не пью. Я обзавелся «волшебной» рюмкой – кажется, будто в нее всегда налито. Я обхожу столы с этой рюмкой и только делаю вид, что пью.

Новый год принесет стабильность и любовь


– У вас богатый дедморозовский опыт. Не подумываете ли о мемуарах?

– Хочу написать книжку о Деде Морозе – в ней будут мои воспоминания, мудрость всего мира, рекомендации для самодеятельных актеров, а кроме того, интересная глава о долголетии. Моему педагогу Петру Львовичу Слониму, который сейчас живет в США, 103 года. Поговорить с ним одно удовольствие: у него колоссальная память, молодой живой ум, и складывается впечатление, что ему вдвое меньше лет.

– Добрый день, Евгений Фролович. Вам звонит Алла Михайловна. Какой год принесет нам главный Дедушка Мороз города?

– К сожалению, я не волшебник – иначе взмахнул бы рукавом и принес всем счастье. Но по всем гороскопам год должен быть стабильным, годом любви.

– Поздравляю вас с наступающим Новым годом и желаю вам любви и прекрасных Снегурочек. Спасибо, что дарите нам детство.

– Желаю харьковчанам чуда, веры в добрую, прекрасную сказку, и тогда они будут всегда молоды. С наступающим Новым годом!

Личное дело
Евгений Фролович Плаксин
родился 20 марта 1945 г. в Харькове. В 1962 г. окончил харьковскую школу № 110. В 1966 г. окончил Харьковский театральный институт.

В 1965 г. на III курсе института был приглашен в театр им. Шевченко, где работает по сегодняшний день. В 1997 г. получил звание заслуженного артиста Украины.

С 2000 г. преподает в Харьковской государственной академии культуры.

Есть сын и трое внуков.

Основное хобби – «каменная болезнь».