В наше время возможно все, даже потребовать чужие долги задним числом. Именно так решила поступить одна из харьковских фирм, которая стала однажды правопреемницей долгов почившего в бозе ОПО «Харьковтеплоэнерго».

В последние дни марта 2005 года многие харьковчане обнаружили в своих почтовых ящиках странное досудебное уведомление. На фирменном бланке общества с ограниченной ответственностью «Будгидропривод» гражданам в ультимативной форме предлагалось уплатить задолженность ОПО «Харькотеплоэнергия» за тепло и горячую воду. Имеет смысл привести некоторые выдержки из одного такого документа: «Согласно правилам пользования тепловой энергией, утвержденных Приказом Минэнерго Украины и Госстроя Украины 28.10.99 г. № 307/262, зарегистрированных в Минюсте за
№ 825/4118, вы являетесь должником ОПО «Харьковтеплоэнерго» за потребленное вами в период до 01.08.2001 г. тепло и горячую воду. По состоянию на 29.03.05 г. сумма вашей задолженности составляет 46,33 грн.».

Оказывается, с 2002 года ООО «Будгидропривод» является новым кредитором всех должников бывшего ОПО «Харьковтеплоэнерго». А о серьезности намерений «разобраться» со всеми должниками свидетельствует термин «досудебный» и отсрочка в 15 дней для добровольного решения проблемы. Как указано в документе, сумму долга следует уплатить в кассу ООО «Будгидропривод», для этого даже подробно описано, как добраться до фирмы. При этом никаких объяснений по указанным телефонам должники получить не могут. «Уплатите, потом будем говорить», — отрезала девушка на том конце провода. Впрочем, многие харьковчане так и поступают, потому что им проще заплатить несколько десятков гривен, чем под угрозой суда разбираться, что к чему.

Между тем разобраться все же следует, потому что требования руководителей ООО «Будгидропривод» (фирма, которая, судя по справочникам, занимается исключительно гидравлическим оборудованием) во многих случаях просто необоснованны. Попробуем разобраться с этим на примере процитированного выше уведомления о долге в 46,33 грн., получатель которого, пенсионер с бульвара Юрьева, не поспешил в кассу, а навел соответствующие справки по этому поводу. И выявил сплошные несоответствия.
Во-первых, с какого момента начинается отсчет 15 дней «с момента получения досудебного уведомления», если бумагу вбросили в почтовый ящик? При этом адресат не расписывался в получении и, вполне возможно, может даже не сразу увидеть его среди рекламных проспектов. Во-вторых, в статье 57 Конституции Украины четко сказано: «Законы и другие нормативно-правовые акты, которые определяют права и обязанности граждан, должны быть доведены до ведома населения». А где, скажите, должен был прочитать обыкновенный харьковский пенсионер о документах № 307/262 и № 825/4118? Более того, оказалось, что упомянутый приказ от 1999 г. благополучно отменен в позапрошлом году руководителями Минтопэнерго и Госкомжилхоза Украины. То есть, попросту говоря, ООО «Будгидропривод» действует, ссылаясь на несуществующие документы.

Продолжая издеваться над законодательством (иначе и не скажешь), при полной уплате (погашении) долга ООО «Будгидропривод» обещает выдать об этом справку. Но не своей организации, а того самого ОПО «Харьковтеплоэнерго», которое давно уже не существует. То есть с таким же успехом можно разбрасываться справками из канцелярии Генерального секретаря ЦК КПСС или даже императора Николая. К тому же упомянутый пенсионер смог предъявить корреспонденту «Вечерки» все справки, свидетельствующие о том, что за тепло и горячую воду у него нет долгов.
Но даже если бы долг действительно имелся, срок исковой давности для этого (три года) уже прошел. Как объясняют юристы, на ООО «Будгидропривод» в суд за мошенничество подавать нет смысла, а вот взыскать с него возмещение морального ущерба попытаться можно. Смущает во всей этой истории еще один маленький нюанс. На уведомлении имеется якобы подпись Генерального директора ООО «Будгидропривод» Черненко Р.В., но не стоит печать фирмы. По большому счету, такую бумажку при желании может составить на компьютере любой школьник. Интересно, что отказавшийся платить пенсионер до сих пор не получил обещанной повестки в суд, хотя прошел уже почти месяц.