Традиционно к Всемирному дню защиты прав потребителей, который отмечается 15 марта, специалисты Харьковского областного общества по защите прав потребителей подводят итоги года уходящего и планируют год будущий.

В последнее время львиная доля нареканий харьковчан приходится на качество мобильных телефонов, обуви и одежды. Причем наиболее активно свои потребительские права защищает молодежь.

– Мы моделируем различные ситуации и на основании этого прогнозируем, чему будет посвящен следующий год, – рассказывает заместитель председателя общества Святослав Маслак. – Например, в прошлые годы особое внимание уделялось качеству бутилированной воды, детского питания, генно-модифицированной продукции. В нынешнем году возможен акцент на защите прав потребителей, приобретающих товары и услуги в интернет-магазинах. Продажа на расстоянии стала тенденцией последних лет, а злоупотреблений в этой отрасли достаточно много.

По словам Святослава Маслака, наиболее часто в немилость потребителей попадают сотовые телефоны, обувь и одежда. Причем 70% людей жалуются на качество товаров, купленных не на рынке, а в магазинах. Кроме того, гораздо больше нареканий вызывают импортные товары средней и низкой ценовой категории, тогда как отечественные отличаются гораздо более высоким качеством.

– В прошлом году нашими специалистами было рассмотрено более 300 письменных жалоб, причем более 80% из них удовлетворено в пользу потребителей. Около трех тысяч потребителей получили компетентную консультацию, – говорит заместитель председателя Харьковского областного общества по защите прав потребителей Святослав Маслак. – При этом особенно хочется отметить активную позицию нашей молодежи в защите своих потребительских прав (причем вне зависимости от того, где был приобретен некачественный товар – на рынке или в бутике, в аптеке или фаст-фуде).

Вот один из последних примеров. Молодой человек купил в аптеке костыли. Однако не прошло и нескольких дней, как ручка на одном из них сломалась и отвалилась – парень чуть не сломал ногу повторно. Обратившись в аптеку с просьбой заменить пришедший в негодность товар, он получил отказ – мол, «откуда нам знать, может, вы этим костылем дрова кололи».

– Мы провели моделирование ситуации с учетом предельно допустимых нагрузок на этот товар и установили, что была некачественно выполнена предпродажная подготовка изделия, то есть отвалившуюся ручку попросту плохо прикрутили, – рассказывает Святослав Маслак. – Когда мы осмотрели в аптеке и другие костыли из этой партии, оказалось, что все они грешат аналогичным недостатком. Мы постарались донести руководителям аптеки, что они неправы, и если дело дойдет до суда, доказать правоту потребителя не составит труда. В результате перед покупателем извинились, выдали взамен пришедших в негодность новую пару костылей и даже сделали подарок в виде большой скидки на еще один товар медицинского назначения.

Святослав Маслак настаивает: человек не должен стесняться отстаивать свои права, ведь нередко потребители с активной жизненной позицией (которых, кстати, на сотню человек приходится не более пяти) буквально спасают жизнь и здоровье пассивной части населения.

Вот один из ярких примеров. Мужчина купил в одном из харьковских фаст-фудов картофель фри. Распробовав дома блюдо, семья ужаснулась – картошка, приготовленная на масле, пережаренном как минимум десяток раз, оказалась просто несъедобной. В кафе же, куда постоянный, между прочим, клиент вернулся с «аппетитным» блюдом и претензиями, от него попросту отмахнулись, как от назойливой мухи. Тогда отец семейства, прихватив злополучный обед, отправился в общество защиты прав потребителей, где специалисты подсказали, что нужно провести лабораторный анализ блюда.

– Результат экспертизы был настолько удручающим, что владельцам фаст-фуда пришлось выдержать массу проверок контролирующих органов и заплатить немалые штрафы, – говорит Святослав Владимирович. – Таким образом, благодаря неравнодушному потребителю, который не поленился защитить свои права, в кафе был наведен порядок.

В двух словах
Всемирный день защиты прав потребителей ежегодно отмечается 15 марта начиная с 1983 года, когда он был закреплен в международном календаре праздничных дат. Украина первой среди республик бывшего Союза приняла Закон «О защите прав потребителей».