В Харькове внедрена автоматизированная система организации, управления и контроля службы скорой медицинской помощи, которая позволяет сократить время приезда медиков к пациенту до десяти минут.

Обновленная диспетчерская расположена в просторном здании на улице Красноармейской. На огромном двухметровом дисплее ее сотрудники могут наблюдать за всеми автомобилями «Скорой помощи», которые передвигаются по городу.

– Красными значками обозначены автомобили, едущие к больному, зелеными – те, которые еще ждут вызова, – объясняет разработчик программного обеспечения Сергей Емельянов.

Неусыпно следить за передвижениями автомобилей позволяет GPS-навигация – информация на экране обновляется каждую секунду. В это время диспетчеры принимают звонки горожан, заносят данные в компьютер, после чего отправляют информацию ближайшей к пациенту бригаде скорой помощи. Но делают это не по старинке, монотонно диктуя медсестре сведения в течение нескольких минут, а при помощи компьютера, который отправляет медикам сообщение с названием улицы, номером дома, фамилией больного и перечнем жалоб на мобильный телефон врача.

– В диспетчерской на экране видно, занята бригада или нет, куда направляется, – говорит Сергей Емельянов. – Увильнуть от вызова невозможно: если машина не двигается, то бригаде звонят и спрашивают, почему она не едет на вызов.

«Скорые» в Харькове готовы выехать в считанные секунды


Все звонки, поступающие в диспетчерскую, автоматически фиксируются.

– Если вы хотя бы один раз за последние десять лет обращались за помощью, система покажет ваш звонок и причину вызова. Пошутить теперь не удастся – человек, который себе такое позволит, сразу же будет идентифицирован, – подчеркивает разработчик программного обеспечения.

Если же водитель заблудился и не может найти нужный дом, диспетчер подскажет, как туда доехать, так как видит оптимальный путь и траекторию движения машины на экране.

Харьковским «скорым» нужно десять минут на дорогу к пациенту


– На сегодняшний день оперативность работы «скорой помощи» повысилась, – утверждает главврач 4-й неотложки Елена Ковалева, – практически нет случаев, чтобы пациент не успел получить медицинскую помощь. Если, конечно, не учитывать ситуации, когда человека просто невозможно спасти.

По данным заместителя главного врача городской больницы скорой и неотложной помощи Виктора Забашты, использование автоматизированной системы позволило сократить время на обработку вызова и его передачу бригаде в 2-2,5 раза.

– В единую информационную систему включены центральная диспетчерская система, десять подстанций скорой медицинской помощи, стационар, сто автомобилей и бригад скорой медицинской помощи, – сообщает Виктор Забашта. – Система обеспечивает двухстороннюю связь бригад скорой помощи между собой, с центральной диспетчерской, диспетчерскими подстанций, стационаром, дежурными специалистами, спасательными службами.

На новые «скорые» в Харькове требуется 5 миллионов


Как отметил директор Департамента здравоохранения горсовета Юрий Сороколат, использование системы позволило в девять раз сократить количество несвоевременных выездов бригад скорой помощи.

– В январе 2010 года этот показатель составил 6,3% от общего количества вызовов, а в январе 2011 года -– 0,7%, – отмечает он. – Мы стремимся к тому, чтобы машины скорой помощи максимально быстро доезжали до пациентов. Сегодня мы практически полностью обновили автопарк. Сейчас у нас осталось только 20% машин, срок службы которых более трех лет – все остальные новые. В этом году мы закупим еще около 20 новых «Газелей» и два реанимобиля на базе «Мерседесов». Сейчас решаем вопросы установки кондиционеров в машинах «скорой».

На доработку системы понадобилось два года
Систему, в создании которой приняли участие лучшие специалисты Харькова и области, начали внедрять в 2008 году. По данным городских властей, ее создание и введение в эксплуатацию обошлось в 2,5 млн гривен.