7 апреля в оперном театре состоялась украинская премьера оперы «Бестиарий» известного композитора Александра Щетинского, бывшего харьковчанина.

До сих пор эта опера была показана только в Германии и в двух городах России.

В ХНАТОБе постановку называют интеллектуальной и новаторской. В либретто использованы мотивы произведений Франца Кафки («Превращение»), Ганса Христиана Андерсена («Дочь болотного короля») и Карло Гоцци («Король-олень»). Сюжет необычен. Коммивояжер Грегор просыпается утром и обнаруживает, что превратился в огромного жука. Король Дерамо «переселяется» в тело оленя, а злая красавица Хельга по вечерам превращается в добрую жабу. Персонажи ужасно страдают, но остаются людьми.

Воплотить такой сюжет на сцене было чрезвычайно сложно, рассказывает дирижер-постановщик Юрий Яковенко.

– Фактически в спектакле три сюжета, четыре исполнителя, и у каждого – по три-четыре роли и, соответственно, по три-четыре партии, – говорит он. – В драматическом театре это случается, а в оперном – впервые. В отличие от драматического актера, вокалист все-таки ограничен в голосе, в движении.

Создатели действа предпочли достаточно лаконичное решение: окружив актеров черно-белыми декорациями, постановщики отказались даже от сказочных превращений.

– Мы пришли к теме масок, – рассказывает художник-постановщик Надежда Швец. – Отсутствие маски – это уже декларация искренности перед собой, людьми и Богом. А персонажи в масках находятся в стадии оборотней. Такая лаконичность – тоже новаторство: чтобы отказаться от отвлекающих красот, нужна смелость.

Впрочем, в Европе подобная тенденция прослеживается уже давно, отмечает автор либретто Алексей Парин.

– Бархаты и шелка культурная публика уже не воспринимает: это для мещан, а с молодежью такой номер не пройдет – ей это совсем не интересно, – утверждает он. – Культурная публика на Западе любит современное, жестковатое, очищенное от внешней стороны искусство.