Судя по полемике, разразившейся после публикаций в «Вечерке» по поводу предполагаемого приезда лидера Украинской Православной Церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) Филарета (в миру — Михаила Денисенко), а затем его тайного визита в Харьков в прошлую пятницу, остается констатировать: бурные мирские события плавно перетекли в тонкую и деликатную сферу религиозных отношений.

Но распространение традиций светского «майдана» на духовную жизнь не предполагает быстрого и справедливого разрешения всех противоречий, сложившихся между УПЦ и УПЦ КП.
Позавчера корреспондент «Вечерки» наблюдала за Крестным ходом многотысячной православной общины Украинской Православной Церкви (УПЦ), которую многие называют «Московским патриархатом». Наверное, чтобы не путать каноническую УПЦ, имеющую тысячелетнюю историю со времени крещения Руси князем Владимиром, с образованной 14 лет назад УПЦ КП.
К слову, «Московской» УПЦ не является с ноября 1990 года — с тех пор, когда Архиерейский Собор Русской Православной Церкви (та, что действительно в Москве) преобразовал Украинский Экзархат в Украинскую Православную Церковь (УПЦ) и даровал ей независимость и самостоятельность в управлении. Раскол произошел в июне 1993 года, когда Филарет объявил в Киеве о создании новой организации — УПЦ Киевский патриархат.
Перечисление «деяний/злодеяний» (нужное подчеркнуть), совершенных за эти годы новоявленным патриархом, как и список храмов, «захваченных/возвращенных» УПЦ КП в западных областях, не является пока целью исследования автора данной статьи. Оставим историю историкам. И дадим высказаться официальным представителям УПЦ в Харьковской области, а также православной общественности.
После завершения многотысячного Крестного хода верующих и духовенства с иконой Песчанской Божьей Матери — от Благовещенского собора до Покровского монастыря — с прессой встретился представитель Харьковской епархии УПЦ отец Сергий (Скупченко). Он сообщил, что Крестный ход состоялся по поводу защиты православия, что УПЦ, в отличие от Филарета, пытается сохранить единство церкви.
На вопрос журналистов, почему Крестный ход состоялся в воскресенье, после визита Филарета, отец Сергий ответил, что православные не придерживаются определенного дня… и выражают свой протест против приезда Филарета независимо от того, когда тот прибывает. «Мы не желаем предавать чистоту нашей веры, законы канонической церкви, — подчеркнул официальный представитель УПЦ. — Независимо от факта визита Филарета, церковь выступала и будет выступать в защиту единства канонической церкви».
Представи тель общественности, член оргкомитета защиты канонического православия на Слобожанщине Александр Каневский добавил, что в основе УПЦ КП лежит желание «привнести идею украинского национализма в церковные стены, что является абсолютно недопустимым и абсолютно неканоническим». Каневский напомнил, что понятия национальной церкви не существует — еще в Библии написано, что «в церкви Христовой нет ни эллина, ни иудея». Поэтому нельзя строить церковь по национальному принципу.
Предполагаемое противостояние между сторонниками УПЦ и УПЦ КП в Харькове, слава Богу, не совершилось. Филарет посетил 13 июля пригород — Пятихатки, где расположен один из двух храмов, находящихся в ведении УПЦ КП. Однако Александр Каневский считает, что это — заслуга верующих, выстоявших в июне молитвенное стояние у стен Харьковской облгосадминистрации и прошедших недавно Крестным ходом вокруг Харькова по окружной дороге. Каневский утверждает, что УПЦ КП официально обращалась с письмом на имя харьковского губернатора с просьбой оказать содействие визиту Филарета. В документе определялись сроки (22 июля) и программа пребывания. Один из пунктов — освящение Свято-Антониевского храма на улице Университетской (Украинский культурный центр «Юность»), которое верующие расценили как передачу здания в собственность УПЦ КП.
«Филарет испугался придать своему визиту статус официального, — убежден Александр Каневский. — Он не встречался ни с прессой, ни с представителями светской власти. Он ехал даже без сопровождения машины ГАИ, то есть это был абсолютно частный визит. Мы удовлетворены результатом. Филарет в самом деле проявил «мудрость», что решил приехать тихо. Хотя если бы он вообще не при-
ехал, то, по крайней мере, как-то сохранил свое достоинство. А так старик мечется по всей Украине, всюду гонимый. Пора бы уже Михаилу Антоновичу на покой и где-нибудь в тихой келье монашеской закончить в покаянии свои дни».