Пока ученые всего мира спорят о том, насколько опасны для организма человека генно-модифицированные продукты, харьковские ученые проводят серьезные опыты и уже в октябре рассчитывают получить результаты, которые подтвердят или же, наоборот, опровергнут гипотезу о вреде трансгенной пищи.

-- Проблемой изучения ГМО мы начали заниматься восемь лет назад. В это время в Европу только начали проникать трансгенные продукты, -- рассказывает заведующая центральной научно-исследовательской лаборатории при харьковском национальном медицинском университете кандидат фармацевтических наук Тамара Иваненко. -- Наша лаборатория разработала оригинальную методику, и мы начали выборочно исследовать продукцию. На тот момент единственным продуктом, в котором ни разу не были обнаружены ГМО, оказалась гречиха. 

В 2009 году, когда вопрос глубокого изучения проблемы влияния ГМО на организм стал актуальным как никогда, работники ЦНИЛ подали заявку в Минздрав и выиграли государственный грант на проведение исследований. Сегодня в Харькове существует лаборатория, аналогов в которой в Украине нет. 

-- Сейчас нельзя сделать однозначного вывода: вредят ли продукты, содержащие ГМО, организму человека. Ученые допускают, что при здоровом желудочно-кишечном тракте модифицированные продукты не опасны, а вот в случае повреждения эпителия трансген может блуждать по организму и провоцировать синтез белков, которые природой не предусмотрены. 

По словам заведующей ЦНИЛ, о последствиях такого «блуждания» остается пока только догадываться. К примеру, есть вероятность выработки устойчивости микрофлоры человека к антибиотикам, что может привести к тому, что вылечить многие заболевания будет невозможно. Еще одним последствием может стать снижение иммунитета, а также нарушение обмена веществ. 

-- Нами была разработана схема эксперимента над лабораторными крысами. Для этого мы смоделировали у части животных гастроэнтероколит (повреждение эпителиального барьера желудочно-кишечного тракта), используя для достижения цели пищевую добавку карагенан, -- рассказывает заведующая ЦНИЛ. -- Получилось две группы: больные животные и здоровые. Каждую из них разделили еще на две: одних кормим нормальной пищей, других – соей, содержащей ГМО. 

-- Что интересно: когда мы искали модифицированную сою, чтобы кормить лабораторных крыс, оказалось, что ее проблематично купить, -- улыбается кандидат биологических наук, доцент кафедры общей экологии и гигиены Ольга Герасименко. -- Так что нельзя сказать, что у нас в стране все очень плохо. 

По окончании эксперимента сотрудники лаборатории собираются провести три типа исследований: биохимический (кровь, лимфа), патоморфологический (срезы печени, почек, головного мозга животных), а также исследование ДНК на предмет накопления чужеродных элементов.