У харьковского писателя-сатирика Владимира Субботы в издательстве «Майдан» вышел в свет роман «Бортанутый кумпель», в котором читателям предлагается всласть посмеяться над теми, кто сегодня властвует миром.

В литературу Владимир Суббота пришел из юмористической журналистики. Любовь к фельетону и юмористическим рассказам появились неслучайно: он родился и вырос на родине украинского юмора – в Полтаве.

– В 1960 – начале 1970 годов в Полтаве сложилось особое отношение читателей к представителям юмористического цеха, – вспоминает лауреат премии имени Остапа Вишни Национального союза писателей Украины Владимир Суббота. – Полтавчане обожали Александра Ковиньку — патриарха украинской сатиры наряду с Остапом Вишней, Федором Макивчуком, Степаном Олейником, Никитой Годованцем и многими другими. Он опекал молодые таланты, которые оттачивали свои перья в литературных студиях при газетах «Зоря Полтавщины» и «Комсомолец Полтавщины». Тогда в городе часто устраивали книжные ярмарки, на которых выступали писатели-сатирики. На одном из таких праздников в 1964 году выступал Александр Иванович. Народ слушал его затаив дыхание. После выступления писатель раздавал автографы. Мой отец тоже купил его книгу «Коты и кошачьи хвосты» и дал мне, чтобы я подписал у автора: «Иди, тебя, малого, пропустят». Я действительно смог пробраться к писателю (мне было всего восемь лет). Он написал на книге: «Дорогой друг, читай, улыбайся и вспоминай автора». Не скажу, что это событие стало толчком, но уже тогда появилось желание заняться журналистикой. В девятом-десятом классе пришел в студию начинающего автора при газете «Комсомолец Полтавщины» и стал писать в юмористическую рубрику «Вишнева ковінька», названную так в честь известных украинских писателей-юмористов.

В 1980 году после окончания факультета журналистики Киевского госуниверситета имени Т.Г. Шевченко молодым специалистом попал по распределению в харьковскую газету «Ленiнська змiна», а через два года – в «Вечерний Харьков», где заведующим отделом фельетонов, юмора и сатиры был известный фельетонист, писатель-сатирик Игорь Логоза – сын украинского баснописца Виктора Марковича Логозы.

– Он стал моим учителем и другом, с его легкой руки я начал писать и позже стал заведующим отделом фельетонов «Вечернего Харькова», – вспоминает Владимир Суббота. – Игорь Логоза познакомил меня и с коллективом журнала «Перец». Именно с того времени начали печатать мои юмористические рассказы и фельетоны. Умению владеть этими жанрами нигде и никогда не учили, в том числе и в университетах на факультете журналистики. А «Перец» фельетонистов, как штучный товар, собирал из всей Украины «под свое крыло» и учил уму-разуму: в результате собкоры журнала и по сей день работают в разных регионах страны.

«Фельетону остается ждать лучших времен»


Владимир Суббота уже почти четверть века работает собкором «Перца» в Харьковской области, но считает, что украинский юмор сейчас переживает не лучшие времена. Жанр фельетона почти канул в Лету: он перестал быть востребованным.

– Фельетоны – своеобразный жанр: к нему нужно подходить более ответственно, чем к любому другому. Раньше, кстати, ответственность за фельетоны была иная, и если он был правильно написан, если ты действительно не ошибся – ты всегда знал, что тебя защитят от нападок героев твоей публикации. В нынешние же времена действующий закон никоим образом не защитит фельетониста – СМИ, в котором опубликовали его произведение, могут разуть, раздеть и пустить по миру, – сокрушается писатель. – Поэтому журналистскому жанру фельетона лишь остается ждать лучших времен.

Аналогичная ситуация складывается и в писательской среде, продолжает Владимир Суббота. Еще в начале 80-х годов писателей, работающих в жанре юмора и сатиры в Харьковской областной организации Союза писателей, было много: Виктор и Игорь Логоза, Виктор Гунько, Савелий Цыпин, Леонид Курохта, Виктор Эндеберя, Зиновий Окон, Николай Возиянов…

– Честно скажу, нынче смеяться стало небезопасно. Каждый возомнивший себя «царьком этой жизни» норовит если не пропиариться на судебном процессе с газетой, то «наказать гривной» автора, чтобы другим неповадно было, – говорит он. – Скоро будут подавать иски и за то, как описывается восход солнца. Видите ли, какой-нибудь олигарх от газа или железной руды посчитает публикацию на этот счет искажением действительности. И как ни странно, суд удовлетворит его иск.

Как секретарь обкома стал рэкетиром


За годы творчества Владимир Суббота выпустил несколько сборников юмористических рассказов: «Хід конем» (1989 год), «Сіль на рану» (1990 год), «Сім п’ятниць на тиждень» (1995 год), «Некондиційний Гоша» (2004 год), «Операція «Сафарі» (2006 год), «Грім серед ясного неба» (2007 год). А на днях в свет вышел первый сатирический роман «Бортанутый кумпель», который автор называет подарком к своему дню рождения (24 июля Владимиру Субботе исполнилось 55 лет). Еще до прочтения книга интригует не только названием, но и авторским уточнением жанра: «Иронический детектив периода недоразвитого капитализма».

– У нас в стране есть отдельный класс людей, угол мировоззрения которых составляет пять градусов: они видят только зеленые купюры, шикарные авто и пятиэтажные особняки. Таких людей мало, но они владеют 95% средств производства в Украине, – говорит писатель. – Они появились до независимости Украины – у большинства из них за плечами если не криминальное, то партийное прошлое. Такие люди держат нос по ветру: они быстро адаптируются в любых обстоятельствах. Те, кто еще двадцать лет назад были атеистами, теперь оказались «резко» крещенными, стали молиться в церкви, беспокоя Бога просьбой помочь украсть еще один миллион. Присваивая огромные суммы из бюджета, они знают: чтобы замолить свои грехи – нужно свечку в церкви поставить.

Именно о таких людях, которые из 70-80 годов неожиданно попали в наше время, и пишет в своем романе Владимир Суббота.

– Первый секретарь обкома партии Флирский как-то утром просыпается в своем загородном доме. Как ни в чем не бывало едет на «Волге» на работу и вдруг – неслыханная дерзость – его на огромной скорости обгоняет черный «мерседес», – рассказывает автор. – Чиновник входит в кабинет, подходит к окну, распахивает шторы и видит сегодняшние реалии. Он не понимает, что происходит: почему демонтируют памятник Ленину, а по улицам ездят иномарки; откуда взялись коммерческие банки и реклама иностранных фирм; зачем проходит парад геев. А одним из главных потрясений становится посещение супермаркета, где на полках лежит несметное количество сортов сыра и колбасы.

С героем случается множество курьезов: после травмы головы писатель перемещает его даже на тот свет – в ад, где тот, как истинный коммунист, затевает революцию. Потом герой вдруг очнулся на больничной койке и снова оказался в нашем времени. И выясняется, что он совершенно ничего не умеет делать – даже гвоздь забить своими пухлыми ручонками не способен.

– Но постепенно он приспособился к сегодняшней жизни и стал таким себе авторитетом благодаря коллегам по бывшему обкому. Флирский занялся удобным делом — рэкетом, а чтобы замолить свои прегрешения – захотел построить церковь. Такой себе кумпель по жизни (на воровском жаргоне это означает «товарищ»). Причем он даже не знает, как Божий храм необходимо открывать, и делает это «с присущим коммунистическим размахом»: с концертом звезд эстрады, кутежом и фейерверком, – продолжает Владимир Суббота. – В последней главе герой снова сидит в своем кресле секретаря обкома партии, к нему входит начальник управления КГБ и докладывает: «Мы поймали человека, который представлялся секретарем обкома партии». Идея романа – показать, насколько атрофировалась общественная мораль в нашем обществе в целом, и отдельно взятых индивидуумов с мешком мышц вместо сердца в частности.