Гость «Прямой телефонной линии» – главный архитектор города, заместитель директора Департамента градостроительства, архитектуры и земельных отношений Харькова Сергей Георгиевич Чечельницкий.

Харьковчане устали от билбордов


– Здравствуйте, Сергей Георгиевич. Вам звонит Алла Михайловна. Меня очень волнует судьба дома на Полтавском шляхе, 35. Там когда-то был загс, 56 лет назад мы с мужем там расписались, потом я много лет работала в этом здании. А теперь проезжаю – смотреть страшно. Спасет ли город этот дом? 

– Алла Михайловна, большое спасибо за то, что вы любите наш город и называете его болевые точки. У меня не меньше, чем у вас, болит сердце за эту жемчужину: на Полтавском шляхе это самый красивый дом. Этот памятник архитектуры рассыпается: падают штукатурка, кирпичи. Сейчас стоит вопрос: что с ним делать к Евро-2012. К сожалению, раньше памятники архитектуры нельзя было продавать в частную собственность. Они числились за государством, но денег на их сохранение оно не выделяло. Так продолжалось десятилетиями. Это привело к тому, что прекрасный дом на Полтавском шляхе, 35 находится в ужасном состоянии, там осталась только передняя стена в очень плохом состоянии. Для реставрации – по всем правилам – нужны огромные деньги. Поэтому дом на Полтавском шляхе, 35 могут даже вывести из реестра памятников архитектуры.

– Добрый день, Сергей Георгиевич. Скажите, пожалуйста, на набережной большая реконструкция, будет реконструирована и площадь Розы Люксембург. А почему ничего не делается со старой застройкой, примыкающими к речке со стороны Полтавского шляха? Строения находятся в ужасном состоянии и портят облик города. 

– Сейчас руководством города дано задание главе администрации Октябрьского района привести в порядок территорию, примыкающую к реке со стороны Полтавского шляха.

– Добрый день. Сергей Георгиевич. Мы с мужем архитекторы и нам очень обидно за наш город. Проспект Ленина всегда был очень красивым. Нельзя ли убрать с него бигборды? 

– Мы, конечно, знаем, что реклама – двигатель прогресса и она дает городу доход, но пользоваться ею нужно очень аккуратно. На сегодняшний день рекламных конструкций на улицах слишком много, и мы стараемся уменьшить их количество, особенно в историческом центре города.

Реконструкция площади перед цирком начнется после Евро-2012


– Добрый день, Сергей Георгиевич. Меня зовут Ольга. Слышала, что площадь Розы Люксембург решили реконструировать, но работы еще не начинали. Что ее ждет? 

– Реконструкция площади Розы Люксембург планируется в ближайшее время, вероятно, сразу после того, как мы приведем в порядок площадь Конституции. У этой площади есть особенности: посередине находится остров и попасть на него достаточно трудно: он отрезан потоком транспорта. Раньше там росли елки и они радовали глаз. Сейчас елки, к сожалению, убрали, замостили плац гранитом и поставили колонну с девочкой. Фигура девочки сделана неграмотно: на таких памятниках ее нельзя было делать в масштабе один к одному – она выглядит нелепо. Ошибки были допущены, потому что памятник пришлось делать наспех. При реконструкции площади Розы Люксембург этот памятник должен быть разобран.

– А остров на площади озеленят или останется гранитный «лысый» плац? 

– Когда будет готов эскизный проект, мы, конечно, вынесем его на обсуждение градсовета. Уверен, что плаца там не будет –будет красивая площадь.

– Здравствуйте, Сергей Георгиевич. Вам звонит Владимир Петрович. Расскажите, пожалуйста, как видоизменится площадь перед цирком? Насколько я помню, там уже давно собирались установить памятник Ирине Бугримовой. 

– Установить здесь только памятник недостаточно. Площадь требует комплексной реконструкции, которую мы собираемся провести после завершения чемпионата Евро-2012. Планируется выполнить новое мощение, сделать озеленение, парковки. В районе цирка на остановке есть заброшенный фонтан, с которым надо что-то решать (скорее всего, он не будет больше работать). Цирк должен привести в порядок фасад. И только потом можно устанавливать памятник знаменитой харьковской дрессировщице Ирине Бугримовой, заказчиком которой и является цирк. Скульптор Сейфаддин Гурбанов разработал несколько вариантов памятника, но на сегодняшний день они, к сожалению, по разным причинам не подходят. Сегодня скульптор работает над новыми вариантами. Кроме того, нужно решить вопрос с подземным переходом, который сейчас не функционирует. Чтобы его реанимировать, может быть, стоит запустить в переход торговцев, чтобы там всегда были люди, чтобы за переходом следили, убирали, чтобы там было светло.

Новостройкам не помешало бы стать наряднее


– Добрый день, Сергей Георгиевич. Меня зовут Елена. Интересует такой вопрос: а какова судьба памятника Людмиле Гурченко? 

– Обычно сначала определяется место для памятника, а потом он уже проектируется. На сегодняшний день нет четко определенного места, где следует установить памятник Людмиле Гурченко. Ранее выполненная скульптура, которая находится в мастерской автора, нигде официально не презентовалась и не обсуждалась ни на градостроительном, ни на художественном советах. Поэтому пока вопрос установки этого памятника открыт.

– И еще вопрос, если позволите. Меня интересует ваше мнение как архитектора: не портят ли современные стеклянные конструкции старый центр? 

– Это вечный спор, и рассудить нас может только время. Самый банальный пример – Эйфелева башня в Париже. Сначала парижане ее не приняли, тем не менее башня не «прикончила» Париж – она усилила силуэт этого города. Если новые здания украшают наш город, его историческую часть – это здорово. А если они через 10-20 лет выйдут из моды, будет не очень хорошо. Ярчайший пример – здание Госпрома, которое делает наш город самобытным. Если здание интересное – оно «работает» на город, а стекляшка – это, конечно, минус, если она банальная.

– Здравствуйте, Сергей Георгиевич. Меня зовут Наталья. Скажите, пожалуйста, есть ли у вас претензии к внешнему виду высоток, которые сейчас строят? 

– До кризиса дома были архитектурно богаче: они имели более сложную планировку, интересный силуэт. Такая архитектура влечет за собой и более сложные строительные работы. Когда начался кризис, застройщики стали экономить на всем, в том числе начали упрощать архитектуру, чтобы дома были как можно дешевле и квартиры продавались. Сейчас очень часто разрабатываются как бы индивидуальные проекты, но на самом деле по планировке они повторяют бывшие советские типовые. Хотелось бы, чтобы уровень современных зданий был таким же, как дореволюционные памятники архитектуры. Современные дома утратили мелкие детали, которые мы ценим, например, на бекетовских зданиях. Но я говорю не о копировании или стилистике – я говорю об уровне.
Кроме того, мне кажется, сейчас нужно намного активнее и гармоничнее применять цвет. В районе аэропорта есть маленькая улочка – Аэрофлотская. Там стояли невзрачные домики – просто никакие. Их покрасили яркими цветами: оранжевым, фиолетовым, голубым, зеленым – и улица стала неузнаваемо праздничной, приветливой, а не угрюмой, какой была раньше.

– Сергей Георгиевич, расскажите, пожалуйста, какие новые интересные объекты планируется установить в городе? 

– В планах города значится памятник Сирко – знаменитому украинскому полководцу. Уже сделаны эскизы, на которых изображен Сирко с пушкой. Сейчас обсуждаются места, где он может быть установлен. Возможно, его надо поставить на Стрелке – на месте слияния двух рек, чтобы он «защищал» город.

– А кому бы вы еще при условии финансирования поставили памятники в Харькове? 

– Я обязательно установил бы памятники харьковским лауреатам Нобелевской премии. Это наша гордость. Кроме того, я сделал бы какие-то памятные знаки, которые бы напоминали харьковчанам обо всех знаменитых людях, которые посещали наш город.

Деревянный храм станет жемчужиной города


– Здравствуйте, Сергей Георгиевич. Вас беспокоит Игорь Андреевич. Насколько я помню, за Зеркальной струей собирались строить храм. Эта идея канула в Лету или остается в силе? 

– Церковь жен-мироносиц была в планах, но на сегодняшний день на этот проект пока нет финансирования. Но, я думаю, в будущем мы обязательно вернемся к этой теме.
Пока же идет сооружение красивейшего деревянного храма возле Саржиного яра. Церковь строится высокими профессионалами по хорошему проекту и расположение очень удачное. В нашем каменном городе деревянный храм не может стоять посреди высотных панельных домов – только у реки, ближе к лесу. В Саржином яру удастся создать целый комплекс: вверху – храм, внизу – купель в виде креста и икона.

– Кажется, идея с размещением церкви не очень нравилась местным жителям? Разрешился ли там вопрос со стихийными парковками? 

– Там была большая стихийная парковка для машин, люди приезжали по воду. Эту огромную территорию мы разделили пополам: на одной части строится храм, на другой по-прежнему можно парковаться. Кроме того, создаются еще две дополнительные парковки: вдоль завода минеральных вод (она строится за счет предприятия) и на улице Рязанской. Также будет выполнено полное благоустройство прилегающей территории. Этот храмовый комплекс будет одним из лучших в городе: он будет радовать глаз с любого ракурса.

Личное дело
Чечельницкий Сергей Георгиевич родился 14 октября 1953 года в г. Харькове. В 1977 г. окончил архитектурный факультет харьковского инженерно-строительного института. 1977 – 1985 гг. – работал в УФ «Гипровуз» архитектором. С 1983 г. – член Союза архитекторов СССР, Национального Союза архитекторов Украины. 1985-1987 гг. – работал в «КиевЗНИИЭП» руководителем архитектурной группы. 1987-1999 гг. – руководил архитектурно-строительной мастерской, был главным архитектором проектов в «Укргорстройпроекте». 1999–2006 гг. – работал в проектных организациях «Контур -С», руководителем мастерской и главным архитектором проектов в ООО «Ароф». С 2002 г. – председатель правления харьковской областной организации Национального Союза архитекторов Украины. В 2003 г. принимал участие в разработке Генерального плана города. С 2003 г. – член-корреспондент Украинской академии архитектуры. С 2005 г. – действительный член Украинской академии архитектуры. С 2006 г. – начальник управления  градостроительства и архитектуры, главный архитектор Харькова. Глава правления Харьковской областной организации Национального Союза архитекторов Украины, заслуженный архитектор Украины, профессор Харьковского государственного технического университета строительства и архитектуры, профессор Международного Славянского университета, действительный член Украинской академии архитектуры. Имеет более 400 архитектурных авторских работ. Победитель 16 архитектурных конкурсов.

Женат. Есть сын и дочь. Хобби – архитектура.