18 ноября в Национальном техническом университете «Харьковский политехнический институт» состоялись торжества по случаю 100-летию дизелестроения в Украине.

За весомый личный вклад в подготовку высококвалифицированных специалистов, внедрение в производство научных достижений, высокий уровень профессионального майстерства и трудовые достижения Почетными грамотами Харьковской облгосадминистрации и Благодарностями председателя обладминистрации отмечен ряд научных деятелей НТУ «ХПИ», руководители и специалисты ГП «Завод им. В.О. Малышева» и КП «Харьковское конструкторское бюро двигателестроения».

Вручая награды, первый заместитель председателя обладминистрации Владимир Бабаев обратился ко всем присутствующим со словами глубокой благодарности: «Благодаря вашим умам, вашим рукам украинское дизелестроение не умерло. Более того, его и сегодня хорошо знают за рубежом. Я хочу пожелать вам здоровья и новых благодарных учеников – продолжателей начатого вами дела. Пожелать новейших разработок, которые будут востребованы не только в нашей стране, но и во всем мире».

В 1911 году впервые в Украине на Харьковском паровозостроительном заводе были начаты работы по конструированию и производству дизелей для промышленности и сельского хозяйства. Также в Харькове – в ХПИ зародилась первая в Украине научная школа по двигателестроению. Ее представителями являются более 200 докторов и кандидатов технических наук. Двадцать выпускников стали Генеральными конструкторами по ДВС, среди которых наиболее известными являются К.Ф. Челпан, главный конструктор дизеля В-2 танка Т-34; И.Я. Трашутин, генеральный конструктор Челябинского завода ДВС специального назначения; О.Г. Ивченко, основатель и генеральный конструктор ЗКБМ «Прогресс»; М.И. Кваша, генеральный конструктор ЦКБ «Лазурит», создатель подводных лодок российских ВМС «Баракуда».

В 1931 году создано конструкторское бюро по танковым дизелям и начаты работы по созданию дизеля В-2 для легендарного танка Т-34.

В конце 50-х годов совместно с конструкторами завода им. Малышева учеными кафедры ДВС НТУ «ХПИ» создан новый тепловозный дизель Д-70, который в течении следующих 20 лет превосходил лучшие мировые аналоги того времени.

Несмотря на существенный спад в отрасли, в течение последнего десятилетия КП ХКБД был создан унифицированный ряд высокооборотных малолитражных дизелей многоцелевого назначения. Успешно выполнен Пакистанский контракт, разработано и начато изготовление двигателей 3ТД-3А в рамках Иракского контракта.