Моему годовалому сыну поставили диагноз – двусторонняя cенсоневральная глухота. Лор рекомендует нам сделать кохлеарную имплантацию. В чем ее суть и действительно ли она эффективна? Ирина

– Сегодня кохлеарная имплантация считается одним из самых эффективных методов реабилитации глухих детей, – считает методист Киевского городского медицинского центра проблем слуха и речи, врач-сурдолог Оксана Савченко. – Кохлеарная имплантация – это хирургическая операция, разновидность слухопротезирования. Но, в отличие от обычного слухового аппарата, который только усиливает звуки, кохлеарный имплант позволяет абсолютно глухим людям слышать и понимать речь. Он заменяет поврежденные слуховые рецепторы и передает звуки, преобразованные в электрические импульсы, слуховому нерву.

Что дает кохлеарная имплантация? Когда слух снижается, человек перестает воспринимать высокие частоты, а затем, по мере дальнейшего снижения слуха – средние и низкие. Глухота редко бывает абсолютной: обычно  сохраняется восприятие низких частот. Поэтому человек реагирует на громкие низкие звуки и, к сожалению, не воспринимает диапазон высоких и средних частот, в которых находятся, например, человеческая речь или музыка. Имплант восстанавливает восприятие низких, средних и высоких частот, делает реальным восприятие всех звуков окружающего мира.

Чем младше ребенок – тем легче пройдет реабилитация


Наиболее эффективны кохлеарные импланты для людей с относительно недавно возникшей тяжелой нейросенсорной потерей слуха или недавним прогрессированием тугоухости, если раньше у них был нормальный слух или они успешно пользовались слуховым аппаратом. Эффективен имплант для детей, глухих от рождения или оглохших в раннем детстве. Оксана Савченко уверена, что лишенных слуха ребятишек лучше оперировать в раннем возрасте: чем младше ребенок, тем короче и успешнее реабилитационный период. Малышей с врожденной глухотой или утратившие слух в возрасте от года до пяти лет (в тот период, когда дети только овладевают речью) специалисты считают самой перспективной категорией с точки зрения слухоречевой реабилитации после кохлеарной имплантации.

Оксана Савченко предупреждает, что сразу после подключения речевого процессора глухие дети не смогут различать звуковые сигналы и пользоваться речью в коммуникативных целях. Но развить слуховое восприятие и речь после первой настройки процессора ребенку поможет педагог. После кохлеарной имплантации с помощью специалиста слухоречевое восприятие развивается быстро. Через два года после операции у ребенка формируется связная речь, которая позволяет детям активно общаться, причем по срокам формирования речи такие дети опережают тугоухих детей без импланта. Дети с кохлеарной имплантацией быстро обучаются имитировать звуки речи, слова и даже короткие фразы и, в отличие от тугоухих детей с обычными слуховыми аппаратами, могут воспринимать самые  тихие части речевых сигналов – окончания слов, приставки, предлоги.
Оксана Савченко рассказывает, что реабилитация маленьких детей с КИ продолжается три-пять лет и после нее большинство детей могут ходить в обычную школу. А вот неслышащему ребенку после десяти лет специалисты не советуют делать кохлеарную имплантацию: его ожидает не только более длительная реабилитация, но и психологические трудности. До операции ребенок был в особом социуме – среди неслышащих детей в специализированных детском саду или школе. После кохлеарной имплантации ребенок начинает слышать и отходит от прежнего социума. И в то же время в обществе слышащих он еще не утвердился. Подростки переносят это очень болезненно.