В марте харьковчане так и не дождались утверждения проекта Государственной целевой программы строительства и развития сети метрополитенов на период 2012-2020 гг.

Городские власти теперь переносят ожидания на апрель. Если эти прогнозы сбудутся, как будет развиваться первостоличное метро, выяснял корреспондент «Вечернего Харькова».

Проект Государственной целевой программы строительства и развития сети метрополитенов на период 2012–2020 гг. подготовило Министерство инфраструктуры Украины. По словам заместителя директора Департамента строительства и дорожного хозяйства Анатолия Кравчука, аналогичная программа действовала в 2006-2010 годах. В прошлом году ее действие закончилось, поэтому была разработана концепция новой программы на период 2011-2020 гг., но принята она так и не была. 

Станция метро «Победа»: готовность 50% - фоторепортаж

– Сейчас проект постановления Кабмина «Об утверждении Государственной целевой программы строительства и развития сети метрополитенов на 2012-2020 гг.» находится на рассмотрении в Министерстве инфраструктуры Украины, Минфине и Минэкономики – ее изучают, корректируют, вносят изменения, – уточняет Анатолий Кравчук. – Программу должны были принять еще в марте, но... Теперь надеемся, что утвердят в апреле.

Что обещает программа Харькову? К 2020 году в Харькове должны появиться пять новых станций метро (три на Алексеевской линии и две на Салтовской), по одной – в два года. Согласно проекту, Алеексеевскую линию продолжат: от ст. м. «Алексеевская» до ст. м. «Победа» и от ст. м. «Метростроителей им. Г. Ващенко» – до ст. м. «Державинская» и ст. м.«Одесская». На Салтовкой линии за ст. м. «Исторический музей» появится ст. м. «Площадь Урицкого» и от ст. м. «Героев труда» подземка удлинится до ст. м. «Дружбы народов».

Сначала – «Дружба народов», потом – «Гвардейцев-широнинцев»


– В этом году планируется сдать станцию метро «Победа», на очереди – «Державинская» и «Одесская», на этом строительство Алексеевской линии, согласно программе, пока приостанавливается, – объясняет очередность Анатолий Кравчук. – Затем нужно решать вопрос обеспечения подземным транспортом жителей Северной Салтовки – до станции «Дружбы народов» (согласно программе), а в более далекой перспективе – до улицы Гвардейцев-широнинцев.

Но Салтовскую систему станций метро можно развивать лишь после того, как разворотный тупик со ст. м. «Исторический музей» будет перенесен в район площади Урицкого, уточняет специалист.

– На ст. м. «Исторический музей» возможность разворота поездов ограничена, а посему тратится много времени на то, чтобы поезда разминулись. При этом интервал движения составов Салтовской линии должен быть около минуты, – объясняет Анатолий Кравчук. – Поэтому сначала нужно построить ст. м. «Площадь Урицкого» с разворотным тупиком и тогда уже приступать к станциям на Северной Салтовке.

По словам Анатолия Кравчука, на строительство этих пяти станций необходимо 5 млрд 700 млн грн: по 500-600 миллионов гривен ежегодно. В финансировании должны участвовать как местный, так и государственный бюджеты.

– Однако в этом году пока ни один из бюджетов денег на эти цели не выделил, – уточняет специалист. – Три миллиона, которые распределили на сессии горсовета в феврале, рассчитаны на модернизацию действующего метрополитена.

Кроме того, программой предусмотрено строительство электродепо «Алексеевское» на 100 вагонов, которое разместится за окружной дорогой и будет соединено со ст. м. «Победа» специальной веткой.

– Строительство депо уже началось – отведена площадка в районе путепровода через окружную дорогу, ведутся подготовительные работы и отсыпка грунта, – рассказывает Анатолий Леонтьевич. – Депо должно начать работать в 2015 году вместе с открытием «Державинской» и «Одесской» – для качественного ночного обслуживания поездов. Сейчас же все поезда отправляются в Салтовское (Салтовская линия) или Московское (Холодногорско-заводская линия) депо, на что тратится много времени.

Метро до Одесской будут строить по-новому


Строительство на «Одесской» и «Державинской», по словам Анатолия Кравчука, планировалось начать уже в этом году – после проведения Евро-2012.

– Поскольку реконструкция проспекта Гагарина заканчивается, понятно, что подземные раскопки там теперь нежелательны, – объясняет Анатолий Леонтьевич. – Поэтому было решено начать подготовку этих строительных площадок после чемпионата. Проект станций сейчас на утверждении в Кабмине.

По словам Анатолия Кравчука, на этом участке впервые в Харькове будет применена проходка механизированным комплексом роторного типа, что значительно увеличивает ее скорость и повышает производительность в десять раз.

– Эта машина – как крот роет под землей – выдает грунт на поверхность. Этим способом сегодня строят метро во всем мире, – рассказывает он. – В Харькове же проходка велась полумеханизированным способом – часть работы приходилось выполнять вручную – лопатой и отбойным молотком.

Вместе с тем Анатолий Кравчук отметил, что строительство метрополитена в Харькове – одно из самых дешевых не только в Украине, но и в мире, поскольку в нашем городе для этого благоприятный грунт – глины, суглинки, практически нет подземной воды. Для сравнения он привел Донецк и Днепропетровск, где метростроевцам приходится прокладывать дорогу при помощи взрывов.

– Правда, при строительстве «Одесской» могут возникнуть некоторые сложности – в районе мясокомбината есть обводненные территории и плывуны. Но все равно это не тот масштаб трудностей, – уверяет Анатолий Кравчук.

В перспективе – при условии своевременного финансирования – в 2015 г. в Харькове приступят к строительству кольцевой соединительной ветки между Салтовской линией и Холодногорско-заводской, которая объединит станции метро «Караван» (или «Героев труда-2», связанная переходом со ст. м. «Героев Труда») и «Индустриальная-2» (связанная переходом с «Индустриальной»). Эта новая линия предполагает и участки наземного метро.

«За «Победу» можно побороться»


Планы планами, но пока нет даже 100%-ной гарантии, что станция «Победа», планируемая к открытию в конце года, будет готова к этому сроку. Прогнозы губернатора Михаила Добкина, что после 8 марта, по итогам корректировки госбюджета, станут известны размеры государственной субвенции на строительство харьковской подземки, пока не оправдались («ВХ» № 22 от 25.02.12). На сегодняшний день строительство станции метро«Победа» за месяц практически не продвинулось – строители называют все те же цифры готовности: чуть больше половины.

По словам Анатолия Кравчука, уже готовы конструктивы вестибюлей и двух с половиной выходов. Частично смонтирована тяговая подстанция мощностью 3 МВт, которая будет питать всю станцию, для нее закуплено запорожское оборудование.

Метростроители также готовят аккумуляторные помещения для резервного энергообеспечения (на два-три часа) в случае чрезвычайных ситуаций .

– Но еще предстоит большая работа – необходимо построить платформенную часть, – говорит Анатолий Кравчук. – Пока не разрабатывалась земля непосредственно под проспектом Победы, нужно закончить разворотные тупики и дальше монтировать рельсы, силовое, электротехническое, сантехническое, вентиляционное оборудование, автоматику, отделочные работы. Если хотя бы в апреле поступит государственное финансирование – можно побороться, чтобы сдать «Победу» в этом году. Необходимо 300 млн гривен, мы запросили пока 250 млн. Но сколько выделят – неизвестно, отработка этого вопроса между правительством и Минфином еще идет.

К слову, «Победа» станет первой в городе, где появятся два лифта для людей с ограниченными возможностям, а также будут участки бесшумного рельсового пути, поскольку в непосредственной близости от туннелей, где будут ходить электрички, расположены жилые дома.

– Кроме того, на станции построят балконы – как на ст. м. «Университет», но не хозяйственного, а функционального назначения, – рассказывает Анатолий Леонтьевич. – Например, ими можно воспользоваться для перехода через дорогу, поскольку на станции не будет обычных подземных переходов.

Круг троллейбусов сдвинется к окружной


Продумана до мелочей и наземная инфраструктура возле станции метро «Победа». Предусмотрены четыре выхода из метро по разные стороны трассы, чтобы люди могли попадать в «подземку», не пересекая проезжую часть. Кроме того, появится удобная система тротуаров к каждому жилому дому, а также скамеечки, зеленые газоны.

– Круг троллейбуса и диспетчерскую планируется перенести к окружной дороге, а неподалеку от метро создать пересадочный терминал для автобусов, которые будут приходить из Дергачей, Золочева и Белгорода, – делится планами Анатолий Кравчук. – Также на проспекте Победы появится автостанция с подъездом от окружной дороги, что позволит частично разгрузить автовокзал на проспект Гагарина. Таким образом, мы снизим нагрузку на центральные улицы города.

Городские власти метро не оставят без помощи?
29 марта на выездном заседании постоянной комиссии по вопросам транспорта, связи и экологии секретарь Харьковского горсовета Александр Новак не исключил, что средства на строительство станции «Победа» из городского бюджета выделяться будут.

– Мы постоянно вносим коррективы в городской бюджет. Учитывая возможности бюджета, мы рассмотрим и возможность выделения средств на нужды метрополитена, – уточнил он.