Выставка с таким названием открылась в Харьковском музее Холокоста. Ее организаторы, члены проекта по сохранению устного наследия «404 – Неизвестные страницы истории», уверены, что материалы экспозиции помогут привлечь внимание харьковчан к героизму людей в тылу.

«Я почти ничего не знаю об эвакуации бабушки»


Неизвестные страницы истории взялись изучать люди разных возрастов и профессий — все, кому не безразлична история родного края. 19 таких энтузиастов объединила в одном проекте аспирант Харьковского национального университета радиоэлектроники Мария Гинзбург. Она не профессиональный историк, но с интересом занимается волонтерской и социальной деятельностью.

– Начав работу над проектом год назад, мы вышли на тему эвакуации, – рассказывает руководитель проекта «404 – Неизвестные страницы истории» Мария Гинзбург. – Мы занимались изучением истории, в частности второй мировой войной, и обратили внимание, что об эвакуации сказано мало. А ведь это значимая часть истории нашей страны, а также тысячи и тысячи личных историй наших соотечественников.

К работе над выставкой Марию Гинзбург подтолкнула и история собственной семьи, признается девушка.

– К сожалению, я почти ничего не знаю об истории эвакуации из Харькова своей бабушки. Знаю только, что она была химиком и уехала вместе с заводом. Надеюсь, что благодаря нашей деятельности истории других семей не будут утеряны.

Эвакуация: в Харькове представят неизвестные страницы истории


Члены группы «404 – Неизвестные страницы истории» три месяца собирали истории людей, переживших эвакуацию, представив затем материалы в экспозиции.

Среди них – воспоминания Брони Марковны Смолкиной, аспиранта медицинского факультета, которая в эвакуации жила в Оренбурге (тогда город Чкалов) и преподавала у студентов-медиков. «Мы жили в бараке, три семьи в одной большой комнате. Спали по два человека на кровати. Работали по 10 часов в день, потому что должны были подготовить врачей не за пять лет, а за 3,5 года. Студенты учились стоя – сидеть было не на чем. А врачей забирали на фронт все больше и больше, и оказалось, что некому вести занятия, поэтому мне, аспиранту, предложили стать ассистентом. Студенты и не подозревали, что я знаю больше, чем они, на одно занятие: ночью я учила сама, а потом рассказывала студентам. Спала по два часа. Но энтузиазм был огромный».

Каждая история уникальна


Экскурсии на выставке проводят сами волонтеры.

– Я интересуюсь историей второй мировой войны, в будущем планирую стать профессиональным историком. Работая над материалами этой выставки, очень много узнал такого, о чем в книгах не прочитаешь, – признается 19-летний студент Международного Соломонова университета Антон Чекед. – Например, впечатлила история одного человека об эвакуации в Узбекистан. Его семья из четырех человек жила в семье узбеков в переполненном доме, но приютившие их люди делились всем что имели. Благодаря этому эвакуированные выжили.

Айлика Вюльфинг из Германии – представитель европейской волонтерской службы – с самого начала присоединилась к проекту. Она уже два года занимается волонтерской деятельностью в Украине, довольно хорошо говорит по-русски.

– В Германии мы не знаем, как живут и о чем говорят здесь ветераны второй мировой войны. Я лично занялась этим проектом, чтобы иметь объективное представление об истории, – поясняет волонтер. – Об эвакуации до этого я вообще ничего не знала.

– Когда мы собирали материалы для выставки, меня больше всего впечатлили человеческие взаимоотношения, – снова подключается к разговору Мария Гинзбург. – Каждый нес ответственность за жизнь ближних. К примеру, эвакуационные вагоны, так называемые теплушки, были забиты людьми – несколько суток всем приходилось ехать стоя. К тому же эшелон постоянно подвергался бомбардировкам с воздуха. Машинист останавливал поезд, открывал вагоны – люди разбегались. Когда налет заканчивался, железнодорожники, а их было всего несколько человек, собирали всех – никого на дороге не оставляли. Вот такие «тихие подвиги» люди совершали ежедневно.

Каждая история, представленная на выставке, – уникальная, отмечает Мария Гинзбург.

– Впечатляет все: дорога, быт эвакуированных, самоотверженная работа в тылу. Мне кажется, что если бы не трудовые подвиги этих людей, работавших по 12 и больше часов, победы бы не было.

После выставки появится сайт


Открытие выставки было необычным: перед собравшимися в вальсе закружились четыре пары – этот танец для бывших переселенцев в то время был символом мирной жизни, такой желанной и недоступной. Затем организаторы проекта показали созданный своими силами документальный фильм, в котором очевидцы эвакуации делились воспоминаниями. А выходец из Ближнего Востока Педрам Рауфи исполнил под гитару «Темную ночь». Как оказалось, ему близка тема песни, поскольку он тоже беженец, и уже четыре года живет в Украине. Из Ирана семья Педрама уехала по религиозным и политическим мотивам.

– Иранское общество очень консервативно, наверное, нашей семье пришлось покинуть родину навсегда, – сетует Педрам Рауфи.

– Мои родственники в эвакуации не были, – после экскурсии поделилась впечатлениями студентка Международного Соломонова университета Надежда Фидоришина. – Когда в 30-е годы прошлого века был голодомор, моей прабабушке Наталии было семь лет, она вела записи, своего рода дневник. Если бы не эти свидетельства, я и не знала бы, что происходило в те годы с моей родней. Свое прошлое, историю предков необходимо знать каждому.

– Молодые ребята проделали сложную работу, – признает президент Харьковского музея Холокоста Лариса Воловик.

Выставка «Эвакуация. Как это было» продлится до 29 апреля. Но Мария Гинзбург собирается и дальше заниматься темой эвакуации.

– Проведением выставки наша деятельность не заканчивается. Летом мы собираемся открыть сайт, на котором будут собраны эти и другие истории эвакуированных. Надеюсь, что представленная там информация поможет кому-то найти родственников, друзей, земляков.