Уважаемый председатель Верховной Рады! Уважаемые соотечественники! Я рад вас всех приветствовать. То, что председатель парламента, правительство, народные депутаты, руководители областей, - все мы тут вместе обсуждаем самые важные государственные задачи, это значит, что мы на хорошей дороге консолидации усилий власти, политиков и всего украинского общества.

Но самое важное для меня, что мы осуществляем эти шаги открыто и прозрачно. И присутствие тут вместе с нами большого количества журналистов ярко свидетельствует о расширении свободы слова в Украине, иллюстрирует процесс построения гражданского общества, где власть действует открыто и прозрачно.
Анализируя сегодня результаты социально-экономического развития в этом году, должен подчеркнуть, что условия, в которых нашему правительству пришлось начать работу, оказались, мягко говоря, непростыми.
Вы знаете, что я не люблю критиковать предшественников. Я привык отвечать за себя и свои действия.
Но вынужден отметить, процессы в социально-экономической сфере к концу июля приобрели критично негативный характер.
Первой проблемой была разбалансированность бюджета.
Невзирая на увеличение фискального давления в начале этого года до 35,3% процентов от ВВП, бюджет не выполнялся.
Вследствие этого нам достался дефицит свыше 6 миллиардов гривень.
В то же время значительно выросли авансовые налоговые платежи и объемы невозмещенного НДС.
Несбалансированность бюджета породила целый ряд и других проблем.
Среди них – недостаток средств для выплаты пенсий военнослужащим, для покрытия расходов местных бюджетов на энергоносители и для других расходов.
Огромную обеспокоенность Правительства вызывает состояние важнейших государственных монополий. В первую очередь «Укрзализныци» и «Нафтогаза».
Назову лишь две цифры: по оценкам специалистов, убытки «Нафтогаза» в этом году могут достичь 1,5 миллиардов долларов США, а накопленные долги «Укрзализныци» превысили 7 млрд. грн.
В результате избыточной финансовой нагрузки и полуторагодичного,, не побоюсь этого слова, - “преступного” хозяйствования эти компании фактически оказались на грани банкротства.
Во-вторых, в очень непростом состоянии мы приняли социальную сферу. Объем задолженности по выплате заработной платы с начала 2006 года увеличился почти на 10% и составил свыше 1 млрд. грн.
Тяжелым грузом лег на плечи наших граждан “инфляционный налог”, который тяжелее всего отразился на малообеспеченных людях.
В то время, когда официальная инфляция в январе – июле 2006 года составляла 3,8%, больше всего росли цены на ежедневно необходимые товары и услуги. Выросла стоимость жилья, счетов, коммунальные платежи. В-третьих, в результате провальной внешнеэкономической политики украинцы получили неоправданно стремительный рост цен на энергоносители.
Это привело к увеличению тарифов и, как следствие, к подорожанию жизни наших граждан.
В-четвертых, нестабильность в экономике и искусственный ажиотаж вокруг печально известной реприватизации негативно отразились на инвестиционном климате и имидже Украины в мире.
За последние полтора года состоялось существенное замедление всех макроэкономических показателей. В первую очередь речь идет о сокращении темпов роста промышленного производства почти на 8%. К концу июля Украина имела негативное сальдо внешней торговли товарами свыше 3,2 млрд. дол. США.
Еще раз подчеркиваю - я не хотел бы, чтобы это воспринималось как упреки нашим предшественникам, потому что здесь есть и устаревшие проблемы, которые накапливались годами.
Мы сознательно не искали ответа на вопрос “Кто виноват”, а сразу определили первоочередным заданием для себя возвращение управляемости системы государственного управления.
Мы наладили действенное сотрудничество между парламентской коалицией и коалиционным Правительством.
Мы возобновили добрые партнерские отношения с нашими соседями.
Мы утихомирили страсти, успокоили инвесторов – улучшили инвестиционный климат.
Впервые за два прошлых года Правительство своевременно утвердило макроэкономические показатели развития страны на следующий год.
Мы спланировали рост валового внутреннего продукта на 6,5 процента, инфляцию - не более 7,5 процента, валютный курс - на уровне 5 гривень 10 копеек за доллар.
Мы должны четко придерживаться этих нормативов.
Бюджетного волюнтаризма больше не будет.
Задачей для Правительства я определяю и возвращение позитивного сальдо внешнеторгового баланса.
Правительство завершило формирование Государственного бюджета на 2007 год.
Невзирая на сжатые сроки, мы своевременно подали законопроект в Верховную Раду.
Мы понимаем, что бюджет нужно совершенствовать и, мы открыты к сотрудничеству с парламентом и Президентом в этом вопросе.
Мы осознаем глубину и сложность тех проблем, которые стоят перед нами, и в первую очередь, в социально-экономической сфере.
Впереди важный и ответственный экзамен – зима, начало отопительного сезона.
И этот экзамен мы будем сдавать перед людьми – перед пенсионерами, перед матерями и детьми, перед учителями в школах, перед больными в больницах.
От нас с вами, от того, сможем ли мы работать как настоящие партнеры, как ответственные государственные мужи, зависит, будут ли люди с теплом и со светом.
Хочу сообщить, что вчера правительственная делегация успешно завершила переговоры по газовым вопросам.
Первое. Мы обеспечили и гарантируем до конца этого года стабильную цену на газ на уровне 95 долларов США.
А это значит, что Правительство выполняет свои обязательства.
Второе. Мы достигли договоренности о стабильном снабжении необходимых объемов газа в Украину до 2010 года.
Цена этого газа будет лучше тех цен, которые имеют наших соседи. Об этом доложит министр ТЭК Юрий Бойко.
Таким образом, экономические фундаменты работы жилищно-коммунального хозяйства на зиму мы обеспечили.
Но мы должны честно признать: состояние дел в ЖКХ аварийное, а во многих случаях – просто катастрофическое.
Я крайне неудовлетворен тем, как в некоторых регионах решаются человеческие проблемы, экономической динамикой и состоянием подготовки этих регионов до зимы.
Правительство будет инициировать соответствующие кадровые решения.
Власть в этот период должна работать в режиме внутренней мобилизации. Для этого мы создаем в Правительстве центральный оперативный штаб.
Также я обязываю руководителей областей создать региональные штабы, которые будут работать в каждой области и в каждом районе.
Я требую, чтобы все руководители местных штабов были предупреждены о персональной ответственности.
Я предупреждаю министров и других руководителей, что спуска не будет никому.
Я убежден – наступило время большому капиталу взять на себя долю социальной ответственности.
Я приглашаю к сотрудничеству руководителей банков и энергетических компаний, которые смогут оперативно помогать правительству и местной власти быстро решать вопрос в сложных ситуациях.
Сразу же хочу предупредить, что мы никому не позволим отключать от тепла или от света любую квартиру, любой дом, независимо от ситуации.
Анархии в обеспечении людей светом и теплом не будет. Я этого не допущу.
Также уже к началу отопительного сезона мы обеспечим экономически обоснованные справедливые тарифы.
Правительством проведены тщательные расчеты и принято решение о существенном уменьшении тарифов.
В первую очередь это касается уценки на газ, тепло и электроэнергию для населения.
Сегодня Правительство на этот счет утвердит соответствующее постановление.
Мы с большой ответственностью должны подойти к вопросу поддержки наших социально незащищенных граждан.
Решая сложные социально-экономические проблемы, мы одновременно сумели решить принципиальные задачи в политической плоскости.
Первая и главная – создание нового демократического механизма сотрудничества Верховной Рады, Правительства и Президента.
Вы помните, по-видимому, что этот барьер оказался “непроходным” для наших предшественников.
Мы будем делать все для усовершенствования этого сотрудничества.
Впервые за годы независимости исполнительная власть в Украине перестала быть инструментом в борьбе между политическими силами.
Теперь отношения “власть-общество" приобретают характер контракта. Общество делает заказ – власть выполняет.
И это создает возможность для партнерских отношений между властью и гражданами.
Я считаю такие правила взаимоотношений между правительством и обществом честными.
Следующим этапом реализации политической реформы должна стать реформа местного самоуправления.
Она в первую очередь предусматривает перераспределение обязанностей и полномочий между центром и властью на местах.
Местные советы должны получить реальные экономические и законодательные рычаги для решения региональных проблем.
Это – единственный путь к прорыву в развитии регионов.
Уважаемые коллеги!
Каждый наш шаг, который мы совместно делаем – имею в виду все ветви власти – это шаг к демократии. А демократия, как говорил Черчилль, это - процедура.
Таким образом, Закон о Кабинете Министров – это пусковой механизм демократической исполнительной власти.
Это сегодня, я убежден, понимают и Президент, и парламент.
То, что мы вместе работаем в этом направлении, является свидетельством стремления всех ветвей власти жить по демократическим стандартам.
К этому есть наша общая политическая воля.
Именно так мы вместе видим будущее нашего государства и, я убежден, мы никому не позволим сорвать демократический процесс.
Ведь он дает нам уникальную возможность создать систему эффективной и ответственной власти.