В редакцию газеты «Вечерний Харьков» обратилась австрийская подданная Мария Сильберштейн с просьбой помочь в поисках отца — советского солдата из Харькова, участвовавшего в освобождении Австрии от немецких захватчиков.

Вместе были полтора года


Эта история началась весной 1945 года, когда советские войска перешли в наступление в районе Австрии. Среди сотен населённых пунктов, занятых освободительной армией, значился и городок Некенмаркт в провинции Бургенланд (самая восточная провинция Австрии). Именно здесь познакомились 17-летняя австрийка Йоханна Шей и 24-летний украинец Петр Тамаровский.

– Пётр Николаевич служил шофером у майора – коменданта Некенмаркта – и был родом из Харькова или области. Отец рассказывал маме, что до войны у его родителей была кузница под Харьковом. Потом они погибли во время войны от какой-то эпидемии, а сестру убили немцы. У Петра Николаевича еще был брат – Николай. Мама говорила, что брат после войны служил в Германии, – рассказывает Мария Сильберштейн.

Петр Тамаровский прослужил в Некенмаркте около полутора лет — его отозвали из Австрии в конце 1946 года. Все это время родители Марии были вместе. Незадолго до отъезда любимого Йоханна Шей сообщила ему, что ждет ребенка.

– Когда Пётр Николаевич узнал о беременности мамы, очень обрадовался. Я родилась в мае 1947 года, – говорит Мария.

Больше Йоханна и Петр не встречались, а Мария никогда не видела своего родного отца. Однако известно, что, вернувшись на Родину, он несколько лет пытался найти свою австрийскую семью.

– В конце 1950 года мой отец ещё раз приехал в Австрию – наверное, хотел увидеться с мамой и познакомиться со мной. Он зашел к подруге мамы в Вене и спросил о ней. Однако к тому времени мама вышла замуж за другого. Она была в трудном финансовом положении, от Петра не получала известий, поэтому и решилась на брак. Подруга мамы объяснила Петру Николаевичу ситуацию и попросила не беспокоить маму, так как тогда она была беременна моим братом. Думаю, что мой отец не хотел мешать новому браку и отказался от визита в Некенмаркт. Мне тогда была 3,5 года, – вспоминает Мария Сильберштейн.

История Марии прозвучала в передаче «Жди меня»


Австрийский муж Йоханны удочерил дочь советского солдата. Но девочка всегда знала, кто ее настоящий отец, и с 17 лет начала его искать.

– Тогда не было таких возможностей найти бывшего советского солдата, как сейчас. Я обратилась в Красный Крест, в разные немецко-язычные журналы, а также в российское и украинское посольства. К сожалению, безрезультатно. В последнее время через помощников в Москве и в Украине мы обратились в разные архивы. 26 марта этого года моя история прозвучала в передаче «Жди меня» в украинском эфире. Но, увы, эта инициатива тоже ничего не дала, – сетует Мария Сильберштейн.

Мария никогда не была ни в Харькове, ни вообще в Украине или России. Но планирует посетить наш город, как только будет найден след отца. В своих поисках дочь советского солдата останавливаться не намерена.

– Узнать свои корни – моя заветная мечта. Это также очень важно для двух моих детей и внуков. И до сих пор жива моя мама... Огромная просьба ко всем, кто читает эту историю: возможно, кто-то был знаком с моим отцом или с его семьей, жил по соседству с ним или его родственниками. Сообщите мне об этом, пожалуйста! Я буду вам очень благодарна, – просит Мария Сильберштейн.

«Дети освобождения» помогают друг другу
История Марии Сильберштейн – далеко не единственная в Австрии. В Вене даже есть специальная организация детей советских солдат – «детей освобождения», как они себя называют. Периодически они встречаются, делятся опытом поисков и поддерживают друг друга. Так, письмо от имени Марии в редакцию прислала жительница Вены Элеонора Дупиус, дочь военнослужащего из Твери. Элеонора также много лет разыскивает своего отца. Чтобы иметь возможность переписываться с различными инстанциями, она выучила русский язык и помогает представителям двух народов понять друг друга.