Тридцать пять лет, значительная часть которых выпала на бурные перестроечные и тяжелые 90-е, отдал службе городу Александр Кривцов.

Дипломированный самолетостроитель стал одним из опытнейших хозяйственников Харькова, участвовавших в возведении многих значимых городских объектов вплоть до микрорайона Северная Салтовка. За заслуги перед городом в 2009 году Александр Кривцов удостоен звания «Почетный гражданин города Харькова».

«Вернуть студенческие годы? Ни за что!»


Александр Кривцов родился 3 сентября 1950 года в Волчанске, школу окончил с медалью. Первый взрослый старт – учеба в Харьковском авиационном институте.

– Сначала я чувствовал себя слабо подготовленным: в Волчанске негде было получать глубокие специальные знания, – признается Александр Станиславович. – Но через два года стал, пожалуй, самым знающим в сфере самолетостроения – мне даже присвоили звание «Почетный отличник», а затем именную стипендию Н.Е. Жуковского. Я был одним из восьми студентов в десятитысячном коллективе вуза, получавших эту стипендию.

Настойчивости Александра Кривцова хватало не только на сверхударную учебу. Его родителям было нелегко поднимать троих детей: дочь и двоих сыновей – Александра и Владимира (последний – ректор НАУ «ХАИ» имени Н. Е. Жуковского, тоже учился в ХАИ), поэтому им надо было самим зарабатывать себе на жизнь.

– Тогда студентов общежитиями не обеспечивали, и деньги нужны были не только на питание, но и на съем жилья, – вспоминает Александр Станиславович. – Поэтому днем учились, а по ночам с братом трудились в ХТТУ на перекладке и ремонте трамвайных путей, потом меня взяли на кафедру технологии металлов в институте. Летом записывался в студенческие стройотряды. Скажу честно: зарабатывать удавалось прилично.

Через два года после окончания вуза 25-летний Александр за собственные деньги смог купить себе «Москвич-412». Как-то спустя годы он встретился с бывшим выпускником ХАИ.

– Товарищ вздохнул: «Вернуть бы это время!». – А я ответил: «Не хочу. Для меня учеба в институте была настолько тяжелым трудом, что повторение этого этапа радости для меня не представляет», – улыбается Александр Станиславович. – Но ХАИ основательно подготовил меня к взрослой жизни: сделал способным к самоконтролю, к самоограничению ради интересов дела, сформировал чувство ответственности и умение достигать цели, быть лидером. Не все, кто окончил ХАИ, в дальнейшем напрямую связали свою жизнь с авиацией, но ХАИ дал методологическую основу для успешной организации жизни – при условии, что человек хочет этого успеха. Поэтому я встречал успешных выпускников ХАИ и в авиации, и на строительстве, и в ЖКХ.

Карьера авиастроителя прервалась еще на старте


После вуза Александр Кривцов пошел работать на авиазавод – в сложный и ответственный цех сборки кабины самолета.

– Я бывал потом на многих харьковских заводах, но по культуре производства, по уровню организации труда рабочих, контролюя качества продукции на всех этапах, ответственности равных авиазаводу нет, – уверен он. – Не случайно секретарь парткома авиазавода Юрий Матюшенко был в 1976 г. назначен мэром Харькова. Я учился у этих людей и достаточно быстро добился на заводе неплохих успехов.

Но карьера самолетостроителя прервалась почти на старте: в 23 года его избрали секретарем комсомольского бюро цеха – и дальше пошло его становление как комсомольского лидера. После ХАЗа в 1976-80 годах он работал завотделом, вторым, а затем первым секретарем Харьковского горкома комсомола, с 1980 по 1984 год – первым секретарем Харьковского обкома комсомола.

– В те времена формировали ответственность человека – за судьбу завода, города, страны, – считает Александр Кривцов. – Когда Владимир Подшивалов был первым секретарем горкома партии, а я работал в горкоме комсомола, возникло движение за превращение Харькова в образцовый город под девизом: «С моего образцового рабочего места начинается образцовый участок, цех, завод и город». На местном уровне не было престарелых Леонидов Ильичей Брежневых. У нас были пахари, которые строили город, занимались сельским хозяйством.

«Если есть на земле ад – это здесь»


В 1987-90 гг. Александр Кривцов был первым секретарем Киевского райкома КПУ, а с 1990 по 2001 год – председателем Киевского райсовета. Отвечать за центральный экономически насыщенный район в годы глобальных перемен было непросто.

– Когда в 1987 г. я пришел в Киевский район – у меня был серьезный стаж комсомольской работы. Я был членом партии, работающим в комсомоле, членом бюро ЦК комсомола Украины, членом ЦК ВЛКСМ, кандидатом в члены бюро обкома партии. К этому времени окончил аспирантуру при Академии общественных наук при ЦК КПСС на кафедре управления социально-экономическими процессами, защитил диссертацию. Киевский район был мне знаком, но хозяйство района я знал недостаточно. На первых порах работал день и ночь без выходных, и через месяц я подумал: «Если есть на земле ад – это здесь», – вспоминает Александр Кривцов. – Этот район – неровня ни одному району города. Он не просто научный и студенческий. Здесь была сосредоточена самая крупная в Харькове промышленность, причем большинство заводов секретные: ХАЗ, «ФЭД», «Коммунар», завод приборостроения (нынешний «Хартрон»), Точмедприбор, кожевенный завод, фабрика «Салют», завод бакпрепаратов, книжная фабрика Фрунзе и т. д.

Молодому руководителю района приходилось решать массу проблем, в том числе заставлять авторитетнейших руководителей предприятий и вузов города выполнять не свойственные их учреждениям функции, в частности, заниматься сельским хозяйством. Например, райкому нужно было направить тысячи людей на покос сена в районы области, на строительство агрохимкомплексов, кормоцехов и кормокухонь. Руководитель райкома отвечал и за заготовку овощей для магазинов района: десятки тонн овощей нужно было собрать в закрепленных за харьковскими предприятиями совхозах и колхозах и обеспечить их хранение в овощехранилищах.

– Я построил последнее в Киевском районе овощехранилище на 6400 тонн в Васищево, – вспоминает Александр Станиславович. – Оно было насыщено автоматикой, как атомная электростанция.

После распада Союза суперовощехранилище досталось предпринимателям, теперь там примитивный склад, и это один из исчезнувших в перестроечное время объектов, которых Александру Кривцову особенно жалко: сейчас овощехранилищ городу явно не хватает.



На счету Александра Крицова очень много возведенных объектов и в Харькове. Среди них новый корпус офтальмологической поликлиники №14, детсад на ул. Чубаря, стационар студполиклиники №20, детская поликлиника на ул. Шевченко, поликлиника №11. Одно из самых внушительных его детищ – Северная Салтовка: он занимался организацией строительства, сдачей и благоустройством нового микрорайона.

– Строители возводили дома, но благоустройством территории не занимались – все это пришлось делать нам. За каждым домом закрепляли предприятия, вузы. Не все были довольны нагрузкой, тем не менее на партконференциях меня трижды избирали председателем Киевского райсовета, – отмечает Александр Станиславович.

В 2001-05 гг. Александр Кривцов работал зампредседателя ХОГА, с 2006 года стал первым заместителем харьковского городского головы.

– Работа в городе оказалась самой сложной, – не скрывает он. – Проблема в том, что мы не работали в условиях достаточного финансирования и нужно было оперировать только имеющейся суммой, выбрав самые важные направления. Кроме того, очень ответственна работа с бюджетными деньгами: она связана с тендерами, проектной документацией, отчетами, финансовыми проверками. Как руководитель я должен был не только понимать суть процесса и уметь проверить ход его выполнения, но и отвечать за ошибки.

В сентябре минувшего года по рекомендации медиков Александр Кривцов уволился с должности первого вице-мэра. В горсовете состоит сейчас как член исполкома. Теперь, признается Александр Станиславович, он наконец-то может позволить себе расслабиться.

– Мэр был не очень согласен с моим желанием уйти, но я понимал, что если этого не сделаю сразу – меня снова затянет работа, – делится Александр Кривцов. – Я отработал почти 40 лет, из них 35 – на государственной службе. Думаю, что за десятилетия моей работы я принес пользу городу.

Из досье «ВХ»
Александр Кривцов награжден орденами «Знак почета» президиума Верховного Совета СССР, «За заслуги» II и III степеней президентом Украины, а также медалью Жукова Российской Федерации, почетным отличием МЧС Украины, орденом «Чернобыльский Крест «Мудрость, Честь. Гуманность», нагрудным знаком «За заслуги – ветерану Чернобыльского движения» I степени; орденом Равноапостольного князя Владимира III степени.