«Вечерний Харьков» продолжает отслеживать ситуацию со строительством станции метро «Победа».

На сей раз мы выясняли у специалистов профильных организаций: чем чревато затянувшееся строительство для систем жизнеобеспечения города, которые расположены вблизи огромного котлована в самом центре Алексеевского жилмассива.

История вопроса


Как уже сообщал «Вечерний Харьков», строительство 30-й станции харьковского метрополитена, стартовавшее еще в 1992 году, было полностью остановлено больше года назад в связи с отсутствием финансирования. Впервые за 44 года сооружения подземки в Харькове работы были прекращены. Сейчас метростроевцы своими силами и за свой счет поддерживают замороженную стройку в безаварийном состоянии – откачивают воду из открытого котлована на пересечении проспектов Победы и Людвига Свободы, следят за устойчивостью конструкций, охраняют территорию строительства. Но время и погодные факторы делают свое дело: невзирая на усилия строителей, крепление стенок котлована разрушается, металлические конструкции съедает ржавчина, грунт проседает. А поскольку незавершенный строительный объект находится в районе плотной городской застройки, насыщенной инженерными и транспортными коммуникациями, у харьковчан возникают опасения: не представляет ли замороженная стройка опасности для систем жизнеобеспечения города?

Ученые ХНАДУ, как сообщал «Вечерний Харьков», подтвердили, что строительство ведется на пересечении проспектов с достаточно оживленным движением. Из-за обильных осадков или паводка возможны сдвиг грунта и частичные обвалы стенок котлована. А это, в свою очередь, может привести к деформации и даже к обрушению проезжей части.

Но в непосредственной близости от стройки также пролегают и инженерные коммуникации – газо-, электро- и водоснабжение. Чем чревато затянувшееся строительство для этих систем? – такой вопрос «Вечерний Харьков» задал специалистам профильных предприятий.

Без света, газа и воды сидеть не придется?


Андрей Шаталов, заместитель начальника управления газового хозяйства Дзержинского района:

– Прежде чем начать работы, метростроители предусмотрели вынос из зоны строительства газопровода, который поставляет «голубое топливо» в многоэтажки Алексеевского жилмассива. Единственный газопровод, который сейчас проходит через зону строительства, снабжает газом только одно кафе, расположенное в этом районе. Но проложен он с учетом всех мер безопасности, чтобы не допустить возникновения аварийной ситуации. Этот газопровод небольшого диаметра и защищен от возможных повреждений стальным футляром. Поэтому никакой опасности там быть не может.

Владимир Скичко, руководитель пресс-службы ОАО «Харьковоблэнерго»:

– Если через участок, где планируется строить метрополитен, проходят наши коммуникации, во избежание аварийных ситуаций метростроители за свои средства делают перекладку электрических кабелей. Таким образом, через строящуюся станцию метрополитена «Победа» электросети, питающие жилые микрорайоны, не проходят. Там проложены лишь электросети, питающие метрополитеновскую инфраструктуру. Так что энергоснабжение потребителей «Харьковоблэнерго» от строительства метрополитена никак не зависит.

Виктор Китанин, начальник Департамента коммунального хозяйства Харьковского городского совета (официальный ответ на информационный запрос редакции «Вечернего Харькова»):

«Департаментом коммунального хозяйства рассмотрен ваш запрос на информацию от 25.02.2013 г. относительно состояния водопровода, питающего Алексеевский жилой массив г. Харькова и пролегающего в зоне строящейся станции метро «Победа». По результатам рассмотрения запроса согласно ст. 5 Закона Украины «О доступе к публичной информации» сообщаем следующее.

Строительство водопроводных сетей Алексеевского жилмассива г. Харькова осуществлялось в конце 70-х – начале 80-х годов прошлого столетия. Участок водопроводной магистрали, находящийся в зоне строительства станции метро «Победа» (пр. Людвига Свободы), 1980 года укладки, материал – сталь, технический износ – 100%.
До 2010 года на вышеуказанном участке водопроводной магистрали ежегодно ликвидировалось от трех до пяти повреждений. Последняя аварийная ситуация имела место в январе 2010 года.

В 2010 году во исполнение технических условий, выданных КП «Харьковская дирекция строительства метрополитена» в связи со строительством станции метро «Победа», данный участок водопровода был отключен и выведен из эксплуатации. Технические условия предусматривают вынос водопроводных сетей из зоны строительства метрополитена станции метро «Победа» по пр. Л. Свободы.

Вывод из эксплуатации участка водопровода исключает возможность затопления котлована строящейся станции».

Откуда поступит финансирование?


Заверения специалистов обнадеживают. И все же оставлять незаконченным это строительство нельзя. Каждый месяц на поддержание и обеспечение безопасности объекта метростроевцы тратят 150 тыс. грн. И чем дольше будет продолжаться вынужденный простой, тем больше средств понадобится на возобновление и завершение строительства, отмечают специалисты.

По данным сайта горсовета, на 1 февраля 2012 года (к тому времени финансирование строительства уже было прекращено), станция «Победа» была готова на 58%. И чтобы ввести ее в эксплуатацию, нужно около 300 млн грн., сообщил 21 декабря 2012 г. на пресс-конференции губернатор Михаил Добкин, выразив надежду, что в 2013 году финансирование строительства возьмет на себя госбюджет.

– Метро – серьезный инфраструктурный объект, и я неоднократно беседовал с правительством о его финансировании. Был бы МВФ более сговорчив в течение 2012 года – была бы у нас новая станция метро. Но мы свои планы на 2013 год не меняем, хотим достроить и сдать станцию «Победа» в наступающем году. Все зависит от того, какая субвенция будет предоставлена государством, – заявил тогда губернатор. – Ожидания, которые есть у правительства в отношении переговоров с международными финансовыми организациями, оптимистичны. Надеюсь, что 2013 год завершится для «Победы» победно, и мы двинемся в сторону аэропорта.

Полный фоторепортаж с замороженной стройки – в фотобанке ВХ


На дворе уже март, но харьковчане все еще не теряют надежды на возобновление финансирования строительства «Победы».

– Средства на окончание строительства «Победы» Харьков по-прежнему планирует получить из госбюджета, – сообщила в феврале этого года пресс-служба горсовета со ссылкой на заместителя городского головы по вопросам развития и обеспечения жизнедеятельности города Игоря Терехов.

А вот на строительство новых станций Алексеевской линии – «Державинской» и «Одесской», а также Алексеевского депо город рассчитывает получить кредит от Европейского банка реконструкции и развития в размере 3,15 млрд грн. Как сообщил 21 февраля на заседании актива Харьковской области министр доходов и сборов Украины Александр Клименко, Кабмин поддерживает переговоры харьковский властей с ЕБРР относительно привлечения инвестиций в строительство харьковского метрополитена.

Утвержден новый титул строительства харьковской станции метро «Победа»


Как уточнил 27 февраля на пресс-конференции Харьковский городской голова Геннадий Кернес, речь идет о долгосрочном кредитовании как минимум на 10 лет. Сейчас идет процесс переговоров с ЕБРР.

– Если договоренности будут достигнуты, договор о кредитовании будет утверждаться на сессии Харьковского городского совета и только после этого будет подписан, – отметил Геннадий Кернес.