ГАИ обеспокоена состоянием харьковских дорог – в течение последних месяцев на автомагистралях области образовалось много выбоин, а на некоторых участках покрытие проезжей части практически разрушено.

По словам замначальника ГАИ области Михаила Бакумова, в ямочном ремонте нуждаются 268 тысяч квадратных метров дорог общего пользования, которые проходят по территории области, в том числе 230 тысяч квадратных метров дорог местного значения. Также нужно обновить около 7,5 тысячи дорожных знаков и нанести около 5,5 тысячи километров дорожной разметки. Наихудшее состояние асфальтного покрытия – в Валковском, Дергачевском, Краснокутском, Лозовском и Сахновщинском районах.

Значительным разрушениям подверглись трассы из Харькова на Купянск до границы с Луганской областью, на Сумы, а также трасса Киев–Харьков–Довжанский на территории Изюмского района, добавляет замначальника Службы автомобильных дорог в Харьковской области Сергей Пляка.

Вода и снег на дорогах мешают ремонту


По словам Сергея Пляки, в первую очередь латаются «дыры» на дорогах государственного значения. Так, уже полностью приведен в порядок участок магистрали от Харькова до границы с Полтавской областью. Если позволит погода, на днях  будут закончены работы на трассе в направлении Изюма, уже начался ремонт покрытия в направлении Луганска и Ахтырки. Затем дорожники приступят к ремонту дорог в направлении райцентров, въездов в районы.

– Массово приступить к работам мы не имеем возможности из-за перепада температур: ночью минус, днем плюс, – говорит Сергей Пляка. – Кроме того, снег и вода на проезжей части мешают. Хотя мы уже работаем на горячих асфальтобетонах, «литой смеси». Это специальный асфальтобетон, который укладывается на влажные покрытия при отрицательных температурах. Однако массово работать на этих смесях не имеем возможности, поскольку специальной техники по их доставке не так много.

При этом Сергей Михайлович отметил, что уже в ближайшее время для ликвидации ямочности после зимнего сезона будут запущены 8 из 12 имеющихся в области асфальтных заводов – в частности Купянский, Балаклейский и Будянский.

На «покраску» денег не хватило


Образование ям на дорогах связано с нестабильными погодными условиями (перепадом температур), использованием большого количества соли в зимний период и ежегодными недоремонтами из-за хронического недофинансирования, говорят специалисты. По словам заведующего кафедрой строительства и эксплуатации автомобильных дорог ХНАДУ доктора технических наук, профессора Валерия Жданюка, из девяти тысяч километров дорог общего пользования в Харьковской области семь тысяч требуют капитального ремонта.

– Например, автодорога Киев–Харьков–Довжанский уже давно находится в ужасном состоянии, – говорит специалист. – Из-за интенсивности движения, в частности большегрузного транспорта, трасса потеряла прочность, на ней появились трещины и проломы. Безусловно, требуется капитальный ремонт, иначе дорога просто развалится. А это очень серьезные деньги.

К Евро-2012 на этой магистрали были проведены дорожные работы, чтобы хоть как-то обеспечить проезд болельщиков из Киева в Харьков. Однако еврочемпионат прошел – и о трассе забыли.

– Представьте себе металлическую конструкцию, которая красилась несколько раз, – объясняет профессор состояние автодороги. – Краска облупилась, и конструкцию начала съедать ржавчина. Что делают в таком случае? Сдирают краску, зашкуривают и наносят грунтовку, а когда высохнет – красят. Так вот, если провести аналогию с киевской автотрассой, мы содрали краску, зашкурили и прогрунтовали. Да так и оставили на зиму – на «покраску» денег не хватило.

Дороги похожи на латаные простыни


По словам Валерия Жданюка, «дорожные беды» заключаются в том, что на протяжении вот уже 30 лет финансирование отрасли происходит по остаточному принципу.

– Представьте, что семья живет в квартире не один десяток лет, и все деньги уходят на еду, коммуналку и обучение ребенка – на ремонт жилья семейного бюджета катастрофически не хватает, – приводит пример специалист. – Вот и наше государство не может пока выделить достаточно средств на ремонт автомобильных дорог. Таким образом, недоремонты катастрофически накопились, и теперь, чтобы привести дороги в надлежащее состояние, нужно вкладывать огромные средства. А если бы это происходило поэтапно, планово, с соблюдением так называемых межремонтных сроков, которые не должны превышать четырех лет, мы бы эксплуатировали дороги спокойно, как это делают в Европе.

В связи с этим беспокойство ученого вызывает и судьба окружной дороги, которая была капитально отремонтирована в 2010 году.

– Окружная дорога после капитального ремонта пережила две зимы. И в следующем году по правилам мы должны покрыть новым слоем асфальтобетона 74 километра, – говорит Валерий Жданюк. – Есть ли на это деньги в бюджете? Сомневаюсь. Выход один – ямочный ремонт. В результате дороги становятся похожи на застиранные до дыр латаные простыни.

Из госбюджета выделят 124 миллиона


Как сообщил директор Департамента жилищно-коммунального хозяйства и развития инфраструктуры облгосадминистрации Роман Грива, в госбюджете Украины на 2013 год на содержание и ремонт дорог Харьковской области выделено 123 млн 718 тыс. грн.

– Сейчас идет процесс распределения этих средств, – говорит чиновник. -- Так,  по Харькову перечень объектов на сумму 54 млн 846 тыс. грн. уже утвержден. На согласовании находятся соответствующие списки по районам области. Речь идет о 32 млн 850 тыс. грн.

Также, по его словам, райгосадминистрации Харьковской области составили список дорог для проведения капитального и текущего ремонта на сумму 36 млн 22 тыс. грн., которые будут выделяться из областного бюджета. В список вошли наиболее социально значимые дороги, по которым проходят школьные маршруты, осуществляются пассажирские перевозки, а также дороги, которые после зимы стали просто опасными для движения автотранспорта.