День космонавтики – праздник не только для тех, кто выходит на орбиту, но и для тех, кто помогает ракетам подняться в небо.

Именно этим уже 52 года занимается генеральный конструктор систем управления ракетно-космической техники Украины гендиректор НПП «Хартрон-Аркос» Юрий Златкин. В 2011 году ему присвоено звание «Почетный гражданин г. Харькова». А в этом году Юрий Михайлович отметит 75-летний юбилей.

Мечтал стать моряком


Юрий Златкин – коренной харьковчанин.

– Я вообще-то уроженец Холодной Горы, но практически всю жизнь прожил на Данилевского, 10. Раньше там Харьков заканчивался. Сразу за нашими домами были яр и огороды, одним словом, околица. А там, где сейчас Павлово Поле, – воинская часть.

С улицей Данилевского связаны у Юрия Златкина и воспоминания о Великой Отечественной. Когда Харьков оккупировали немцы, ему было три года, но кое-что он все-таки помнит.

– В 1943 году на ул. Данилевского стояли немецкие танки. Помню солдат в черной форме, а на пилотках у них – череп и кости. Потом я узнал, что это была танковая дивизия СС «Мертвая голова». Они нередко подзывали нас: «Киндер, киндер!» и подкармливали.

О том, чтобы связать свою жизнь с космосом, будущий генеральный конструктор даже не мечтал. Он родился в семье военного и планировал после школы поступать в высшее военно-морское училище в Ленинграде. Судьба распорядилась иначе.

– Я даже в военкомате сказал, чтобы послали запрос в военно-морское училище, но ответа не было, – вспоминает Юрий Златкин. – И тут приходят ко мне два товарища и говорят: мы едем поступать в ХАИ. Я поехал с ними за компанию. В итоге я поступил, а они нет.

Учеба в авиационном институте студенту Златкину сложной не казалась. Хотя стабильным отличником его нельзя было назвать: были семестры, когда он получал повышенную стипендию, а были и такие, когда не получал ни копейки – из-за троек, рассказывает конструктор.

В 1956 году студентов ХАИ повезли на целину в Казахстан. Будущему генеральному конструктору досталась вакансия комбайнера.

– У меня и еще нескольких человек были водительские права, в частности, я мог управлять мотоциклом. Вот нас и определили комбайнерами хлеб убирать, – улыбается Юрий Златкин. – Когда вернулся, прислали мне справку, что за свою работу я могу получить 800 кг зерна и деньги. Сумма по тем временам была приличная, и я купил себе туфли на каучуковой подошве! А зерно по госцене сдал на хлебокомбинат. Правда, когда голубятники в нашем дворе об этом узнали – ох и досталось мне! Они же покупали его для своих голубей на рынке чашками, а тут из-под носа увели 800 кг.

А мог уехать на Дальний Восток


С поступлением в ХАИ случайности в жизни Юрия Златкина не закончились. В 1960 году он получил направление на работу на Дальний Восток в город Арсенев. Ехать так далеко не хотелось.

– А в октябре 1960 года на Байконуре произошла катастрофа – при подготовке к пуску ракеты погиб главный конструктор ОКБ-692 Борис Коноплев. Чтобы усилить конструкторское бюро кадрами, в Харьков приехал Леонид Брежнев. Декан подал ему список из восьми кандидатур, среди них был и я. И Брежнев подписал под списком «Госплан СССР. Направить в п/я 67». Вот так я и получил направление в теперешний «Хартрон Аркос», – рассказывает конструктор.

Свое назначение Юрий Златкин считает большой удачей.

– В Советском Союзе практически весь ракетно-ядерный щит – это ракеты с нашими системами управления. Даже сейчас из тысячи российских боеголовок 800 стоят на ракетах с «хартроновскими» системами управления, – гордится гендиректор.

Под руководством Юрия Златкина были созданы системы управления для ракет-носителей «Рокот», «Стрела», «Днепр». Функционально-грузовой блок «Заря» международной космической станции «Альфа», космические аппараты «Безопасность», «Аркон», «Купон» работают в космосе благодаря системам управления, разработанным на «Хартрон-Аркос». Во время кризиса в 90-е предприятию, как и многим в то время, пришлось туго. Но «Хартрон» выжил благодаря сотрудничеству с Россией, Китаем, Италией и Пакистаном.

– Для танков, которые завод им. Малышева поставил в Пакистан, мы сделали баллистический вычислитель, – вспоминает Юрий Златкин. – Вообще, предприятие тогда выжило только благодаря зарубежным заказам, хотя со многими сотрудниками пришлось попрощаться. Раньше в конструкторском бюро работало пять тысяч человек, сейчас 700.

Выполняют заказы и для космоса, и для медицины


Были у «космического» предприятия и другие «наземные» проекты. На Ровенской атомной станции работает система управления стержнями, изготовленная на НПП «Хартрон-Аркос». Для железной дороги предприятие разработало системы управления на станциях, помогающих развести поезда по колеям.

– Сейчас создаем систему управления для источника с подкритической сборкой, который в Пятихатках строит физико-технический институт, – рассказывает Юрий Златкин. – А самый крупный проект на сегодняшний день – украинско-бразильский: мы делаем систему управления для ракеты-носителя «Циклон-4». Помимо этого, создаем для современных систем управления ракетно-космической техники командные приборы. Это «глаза и уши» ракет. В Украине их никогда не делали.

«Земной» работы у «хартроновцев» тоже хватает, причем иногда благотворительной.

– Бывает, за помощью обращаются медики, – признается гендиректор. – Например, в институте терапии им. Л.Т. Малой как-то сломался рентген-аппарат. Немецкий, современный, с электроникой. Никто в Харькове не брался починить, а мы отремонтировали.

Сын и дочь Юрия Златкина тоже окончили ХАИ. Дочь вышла замуж за летчика российских ВВС, а сын работает вместе с отцом в НПП «Хартрон-Аркос», в этом году ему присвоено почетное звание «Заслуженный работник промышленности Украины».

Из досье «ВХ»
Юрий Михайлович Златкин – кандидат технических наук, действительный член Академии космонавтики Российской Федерации и Международной академии навигации и управления движением, заслуженный машиностроитель Украины, лауреат Государственной премии Украины и премии правительства Российской Федерации в области науки и техники, лауреат премии им. академика В.Н. Челомея. Награжден орденами «Знак Почета», «За заслуги» ІІІ, ІІ и І степеней, отраслевым знаком «Почетный работник ракетно-космической отрасли».