Как только стало известно, что средства на строительство станции «Победа» поступят от продажи стадиона «Металлист», харьковский метродолгострой ожил.

Движутся подъемные краны, снуют груженые песком самосвалы, в две смены трудятся рабочие – метростроевцы готовят объект к активному строительству, которое начнется, как только поступит финансирование. Пока объект «выводится из спячки» за счет средств подрядных организаций.

Стройка ожила три недели назад


– В связи с тем, что работаем мы пока за счет средств исполнителей – подрядных организаций, очень важно на данном этапе соблюдать экономию, – подчеркнул в ходе заседания штаба по строительству ст. м. «Победа» заместитель начальника Департамента строительства и дорожного хозяйства горсовета Анатолий Кравчук. – Проектные решения, которые выданы, в процессе работы требуют определенных доработок с точки зрения удешевления строительства, но ни в коем случае не упрощения, отступления от нормативов. Каждая тонна металла, бетона – это пока средства из скудных резервов, которые имеют строительные организации.

Первоочередные задачи


– В первую очередь необходимо восстановить те участки, которые пострадали от паводка, – рассказывает председатель правления ЧАО ССМУ «Тоннельстрой», которое является генподрядчиком строительства метрополитена в Харькове, Николай Шевякин. – Так, на участке платформы вестибюля № 1 и № 2 ведется рихтовка подкранового пути, подправка узлов крепление траншей, восстановление гидроизоляции и дренажной системы. Эти работы уже на стадии завершения. И перед нами стоит следующая задача – работы по подготовке к «марш-броску». Вестибюль № 2 уже собран на 100% (кроме отделки). Теперь нужно выполнить гидроизоляцию перекрытия. Вторая часть работы – восстановление вестибюля № 1, самый опасный узел, где было большое скопление воды. Затем идем по тупикам – начинаем делать там перекрытия, готовим монолитные участки, чтобы положить имеющийся в наличии железобетон, формируем свайное поле.

Кроме того, нужно провести ревизию всего электрического хозяйства: кабельных сетей, трансформаторных подстанций, охранного оборудования, которые во время простоя не обслуживались должным образом. Также необходимо реанимировать завод, который производит железобетон, металлокаркасы, крепления путей, специальные металлические изделия, электрические части.

– Ведь как только появятся деньги – нужно сразу выпустить как минимум 800 кубов железобетона, металлоконструкции, – объясняет Николай Шевякин.

И конечно же, необходимо восстановить рабочий потенциал. Из 350--400 человек, которые работали на строительстве «Победы» в конце 2011 года, на сегодняшний день осталось не больше сотни.

– Часть людей без работы, 50--60 наших специалистов работают в Киеве, а порядка 80 – в Москве, – рассказывает Николай Шевякин. – Но мы с ними поддерживаем связь, и когда начнутся основные работы, надеемся их «подтянуть». Уверен, при наличии адекватной зарплаты люди вернутся домой. Но если в этом году мы нормально работать не начнем – людей потеряем...

Вокруг «Победы» сносят киоски


Пока рабочие на строительстве «Победы» хоть и трудятся в две смены, но в щадящем режиме.

– Пытаемся изыскивать собственные ресурсы, – говорит Николай Шевякин. – Тем более что за долги перед Пенсионным фондом счета нашей компании арестованы, и любая копейка, поступающая на расчетный счет, сразу же забирается в бюджет.

По словам Анатолия Кравчука, параллельно ведутся работы по освобождению территории от коммерческих объектов. Так, уже демонтируется киоск Волчанского мясокомбината, на очереди киоски «Колосок» и «Кулиничи». Второй этап – демонтаж объектов, попадающих в зону тупиков станций и благоустройство разворотного круга троллейбуса. Кроме того, необходимо перекрыть участок проспекта Победы, чтобы вести работы под проезжей частью и перераспределить в связи с этим транспортные потоки.

По прогнозам метростроевцев, реальные сроки сдачи ст. м. «Победа» в эксплуатацию – полтора-два года с момента начала финансирования при условии регулярного поступления средств.

Жители Алексеевки смогут спать спокойно
Поскольку в непосредственной близости от строящегося метро находятся жилые дома, метростроители рещили применить на платформе «Победы» новый тип крепления рельс. Главное преимущество этой конструкции — отсутствие эффекта вибрации, которая передается через полотно железной дороги на тоннельные сооружения и дальше на окружающие строения.

– Чтобы уменьшить и привести тоннельные колебания к мировым нормативам, применяется блок, имеющий специальные амортизационные прокладки, которые снижают амплитуду вибрации на несколько порядков, – уточняет Николай Шевякин.

Деньги будут в ноябре?


В облгосадминистрации рассчитывают на более ранние сроки окончания строительства.

– В этом году мы договорились о продаже стадиона «Металлист» в частную собственность, – сообщил губернатор Михаил Добкин. – Это 70 миллионов долларов США, или приблизительно 570 миллионов гривен, которые благодаря президенту Украины стопроцентно останутся в нашей области. Это очень важно, потому что когда мы финансировали строительство «Металлиста» из областного, городского, государственного бюджетов, то отрывали деньги от реалиазации социально-экономической программы и недофинансировали строительство дорог, жилищно-коммунальное хозяйство и многое другое. Теперь на эти средства мы сможем завершить строительство двух долгостроев и одного объекта, который нельзя переводить в долгострой, поскольку он находится в самом центре города. Мы надеемся, что 30 сентября этого года будет объявлен конкурс по продаже стадиона «Металлист». После того как он закончится, в тридцатидневный срок нам должны перечислить деньги. Если не будет никаких задержек – то во второй половине 2014 года станция метрополитена «Победа» будет открыта.

При этом глава области отметил, что дальнейшее развитие метрополитена возможно только при участии государства.

– После окончания строительства «Победы» мы перевезем габаритное оборудование уже для строительства новой станции в сторону аэропорта, – подчеркивает он. – Но чтобы начать работы, необходимо государственное финансирование.


На пл. Конституции будут три музея
Денег, вырученных от продажи «Металлиста», хватит и на то, чтобы до конца 2014 года завершить строительство харьковской филармонии, выполнить второй этап реконструкции пл. Конституции и возвести новый объект культуры – музей современного искусства.

– В будущем в одно из зданий на площади Конституции планируется перевести Харьковский художественный музей. Тогда в районе одной площади будет находиться сразу три музея – исторический, музей современного искусства и художественный музей, – поделился планами губернатор.