Размер бюджета города Харькова в 2007 году — более 2 млрд. грн. Распределением средств и контролем за их расходованием, как и в предыдущие годы, занимается Татьяна Дмитриевна Таукешева — заместитель городского головы, кандидат экономических наук, доцент, заслуженный экономист Украины, директор Департамента бюджета и финансов.

«Когда я приехала в Харьков летом 1968 года, то подумала — краше города нет! Он был весь в зелени и розах! Я бы хотела, чтоб он таким красивым и был. А как чиновник — чтоб дороги были, освещение, озеленение, чтобы и взрослому, и ребенку было где отдохнуть. А еще — обязательно нужно сделать транспортные развязки, центр разгрузить от автомобилей. И хочется, чтобы трамвай вернулся — тихий, спокойный трамвай. А главное — чтобы орган местного самоуправления занимался теми полномочиями, которые ему определяет закон», — говорит Татьяна Дмитриевна.
— Татьяна Дмитриевна, вы со всеми харьковскими мэрами работали. И, наверное, как никто другой уже чувствуете «идеологию» каждого бюджета. Вообще, она существует?
— Конечно. Когда приходит новая власть, она всегда ищет лучший вариант эффективного использования средств, задает стратегию будущего. Задача нашего департамента — грамотно, профессионально разложить по полочкам в пределах действующего законодательства сред-
ства на это.
— Независимо от того, какая политическая сила пришла?
— Все должны работать на одну цель, какая бы власть не пришла! Не нравится — уходи. Но если остался — будь добр, работай.
— Вам пришлось привыкать к стилю руководства нового мэра?
— По темпераменту, конечно, Михаил Маркович и Владимир Андреевич совершенно разные. Но Михаила Марковича я знаю давно: и когда он был депутатом горсовета и членом бюджетной комиссии, и как народного депутата — он был членом бюджетной комиссии Верховной Рады. Отдельные проекты законов мы обсуждали вместе. И во время работы в парламенте он всегда откликался на вопросы, связанные с Харьковом, и сейчас, если я говорю, что какой-то вопрос надо проработать срочно, то — хоть камни с неба! — всегда найдет возможность выделить время на это. Огромный плюс — доступность мэра для совместной работы и уравновешенность. И еще то, что у Михаила Марковича есть своя позиция и настойчивость — взявшись за какое-либо направление, он его ведет от начала до конца.
— То есть никаких сложностей?
— Должна сказать, что в целом выполнять бюджет прошлого года было сложно. Потому что утверждал его один совет, а выполнять пришлось другому, у которого были другие планы и видение. Одно из таких отличий проявилось в отмене повышения квартплаты, что на 90% изменило структуру расходов бюджета. Нужно было найти средства на финансовую поддержку жилищных организаций. Ведь при составлении прошлого бюджета предполагалось, что у нас действует новая квартплата уже с 1 октября и в ней заложены, например, расходы по вывозу мусора.
— Удалось найти дополнительные средства?
— Частично в бюджете города, частично — в виде кредитов. Когда начнет регулярно поступать квартплата, будет возможность их погасить. При формировании бюджета 2007 года город снова частично взял на себя вывоз твердых бытовых отходов из частного сектора и с несанкционированных свалок —
в бюджете на первое полугодие 2007 года предусмотрено на это 10 млн. грн., на лифтовое хозяйство, которое тоже требует поддержки, выделили 7,8 млн. грн.
Но самое главное, чего мы достигли за прошлый год — это отсутствие задолженности по заработной плате. Хотя вы помните, какое было перетягивание каната на областном уровне. Мы не получили 22 млн. грн. дотации, которую нам обещали. Только 16, 4 млн. грн., на остальную сумму нам пришлось «ужаться» по другим направлениям.
— «Ужаться»?
— Местные налоги и сборы на протяжении пяти лет одни и те же. Возможность увеличивать доходы бюджета города уже иссякла. Я уже была в бюджетном комитете ВР и опять должна ехать 7 февраля — по увеличению финансовой базы органов местного самоуправления. Ведь это же ненормально, что из миллиарда только 10% наши собственные доходы! При Советском Союзе такой централизации не было! Доля местного бюджета в консолидированном бюджете должна расти. Пора вносить изменения в Бюджетный кодекс — то ли перераспределять,
то ли вводить новые налоги.
— Как срочно?
— К сожалению, практика последних двух лет была негативной — изменения в налогообложение вносил Закон «О госбюджете». Это неправильно. Для того чтобы что-то изменить в Бюджетном кодексе в 2008 году, изменения в закон о доходах местного бюджета должны быть внесены до июля 2007 года. В Бостоне, например в США, где я была в 1994 году, на то, чтобы воплотить идею увеличения отчисления на школы — на 1,5%! — ушло 8 лет…
— В чем отличие бюджета прошлого года и бюджета нынешнего?
— Во-первых, в абсолютных цифрах бюджет увеличился. Ожидаемое исполнение прошлого бюджета — 1,5 млрд. грн., а бюджет-2007 с частью межбюджетных трансфертов, которые мы получим из государственного бюджета через областной — 2 028,9 млн. грн. Это удалось благодаря тому, что мы с Михаилом Марковичем уже в мае 2006 года, когда получили первые контрольные показатели Министерства финансов, и начали работать над тем, чтобы сделать эти цифры реальными. Несмотря на то, что эти цифры доходов и расходов Минфин определяет по формулам, есть точечные изменения по доходной части бюджета: например ушли какие-то предприятия, которые являются плательщиками в бюджет Харькова.
— «Рогань-пиво» и «Филипп Моррис»?
— Да. Потери от этого для бюджета города — порядка 20-30 млн. грн. Это солидная сумма, поэтому мы должны были доказать в Киеве, чтобы нам не учитывали в доходную базу ожидаемые поступления от этих предприятий. Харьков — город-донор. Когда мы первые уточненные цифры получили в сентябре, то увидели, что изъятия в госбюджет… в три раза больше изъятий текущего года! Мы доказали, что этого нельзя делать. И конечный результат — у нас изъятий 79,9 млн. грн., а не 168 млн., как было определено первоначально. Минфин предусмотрел и средства для строительства жилья для
военнослужащих — 7,3 млн. грн. Такая позиция городского головы, исполнительной городской власти в отстаивании своих показателей на стадии формирования бюджета принесла результат — по разным направлениям мы отстояли для бюджета города более 300 млн. грн.
— То есть Киев заведомо «спускает» цифру, которая не устраивает город?
— Все, что сверх этого, мы должны сами заработать. Например по молодежной программе. Определенная Киевом сумма расходов — 2,99 млн. грн. Но у нас уже сложилась развитая структура этих учреждений — клубов по месту жительства. На ее содержание в 2006 году мы потратили 5 млн. грн. В 2007 году повысились расходы по зарплате и энергоресурсам. Значит, мы за счет собственных доходов, которые могли бы направить на другие цели, сохраняем эту сеть. И за счет собственных доходов увеличиваем на 7,5 млн. грн. Та же ситуация с территориальными центрами: чтобы сохранить их, мы дополнительно направляем на эту сеть еще 5 млн. грн.
Так что первое — удалось максимально отстоять собственные интересы. Второе — предусмотреть средства по тем направлениям, которые определены в бюджете как приоритетные. Что мы будем сохранять на существующем уровне, а что — развивать.
Коль скоро горсовет дал согласие на обновление транспорта по лизингу, надо предусмотреть КП «Горэлектротранс» средства для уплаты по лизинговым расчетам. А заодно и средства для поддержки этого огромного коммунального предприятия — ведь тарифы не меняются. Решили оставить существующую сеть по физкультуре и спорту — мы должны предусмотреть на это средства, чтобы ее сохранить, и, кроме того, предусмотреть средства на ряд городских программ. А это и поддержка наших спортивных обществ, и укрепление их материально-технической базы нашего Дворца спорта, наших спортшкол, и целый ряд других программ, которые еще утвердит горсовет.
В 2007 году в более чем в три раза вырос бюджет развития города: вместе с субвенциями госбюджета в 2006 году он составлял 60 млн. гривен, теперь — 183 млн. грн. Первоначально госбюджет предусматривал нам 50 млн. грн. — мы добились увеличения этих поступлений до 74,6 миллиона. Кроме того, в городском бюджете заложены средства на строительство метрополитена и благоустройство территории вокруг станций метро на уровне прошлого года — 25 млн. грн. Будем развивать город и по другим направлениям: реконструкция сетей наружного освещения — 10 млн., реконструкция дорог — 13 млн., приобретение специальной техники для коммунальных предприятий, в том числе 3 млн. грн. на приобретение автомобилей «скорой медицинской помощи». Это — в продолжение тех программ, которые ранее были начаты.
На реконструкцию здания для 30-й больницы по пр. Московскому также предусмотрено 5 млн., на капитальный ремонт жилья только по общему фонду — 25 млн. грн., а в целевом фонде — 26,3 млн. грн. Мы стараемся до 5% средств предусмотреть на восстановление нашей коммунальной собственности. Целевой фонд в 2007 году увеличился — если в 2006 году он планировался в объеме 45 млн. грн., то на 2007 год уже в объеме 100 млн. грн. 33,7 млн. грн. из него пойдет на капитальный и текущий ремонт дорог и 5 млн. — на компьютеризацию и систему управления исполнительных органов горсовета.
В целом удельный вес бюджета развития в бюджете города в 2007 году — 13,3%. Это хороший показатель.
— А что в бюджете 2007 остается неизменным?
— Мы сохраняем всю бюджетную сеть на том уровне, который был в предыдущих годах, то есть не уменьшаем ни на один класс, ни на один детсад, ни на одну школу, ни на одно койко-место. При формировании расходов на эту сеть в полном объеме предусмотрены средства на выплату заработной платы и оплату энергоресурсов, которые, как вы знаете, выросли. Но, несмотря на это, более 40 млн. грн. предусмотрено на развитие учреждений здравоохранения — на приобретение техники, ремонт ожогового отделения, а самое главное, покупку томографа для больницы скорой помощи.
Неизменным в бюджете Харькова остается также и его прозрачность и открытость. Вся информация по формированию и исполнению бюджета есть у нас на сайте горсовета — любой желающий может посмотреть или позвонить, чтобы спросить. Такая традиция в Харькове существует уже в течение 5 лет.
— Кто у нас в городе главный «наполнитель» бюджета?
— Основной доходный источник — налог с доходов физических лиц. Из миллиарда, который, допустим, поступает от этих налогов, 75% — наши, а 25% — идут в областной бюджет. Налог с доходов физических лиц занимает две трети в структуре общего фонда — а он у нас 1 млрд. 169 миллионов! А в структуре доходов для выполнения делегированных полномочий его доля еще больше — 87%. Увеличиваются у нас и собственные доходы бюджета — в 2007 году они составят 208 млн. грн. Но основной источник в них — плата за землю.
— В связи с борьбой с киосками, как изменилась сумма арендной платы за землю? Кое-кто пугал, что бюджет «не доберет»…
— Если сравнивать с 2005 годом, то поступления увеличились на 44%. Это связано с упорядочением договоров аренды.
— Рядом со словом «бюджет» всегда стоит слово «злоупотребление». Знаете, люди в основном думают, что если имеешь дело с бюджетными деньгами, то обязательно с этого что-то «имеешь»…
— Абсолютно неверно. Во-первых, есть классификация доходов и расходов, где четко расписано, куда поступает какой налог: налог с доходов физлиц — на один код, земельный — на другой. Все строго оговорено Бюджетным кодексом. И особенно это относится к бюджету развития. То есть существует целевое направление доходов и расходов. Затем бюджетные учреждения составляют сметы на расходование выделенных бюджетом денег: штатное расписание, заработная плата — все это мы проверяем на соответствие с типовыми штатными расписаниями, утвержденными отраслевыми министерствами. За прошлый год мы предотвратили «не таких» расходов сразу на 9 млн. грн.
— Больше, чем в 2005 году?
— Кто-то рассчитывал, что в связи со сменой людей в горисполкоме все «пройдет»! Закладывали в штатное расписание неположенные должности или устанавливали неправильно должностные оклады… Или — капитальный ремонт здания, а сметы на него — нет. Кроме того, казначейство осуществляет последующий контроль и текущий контроль: не пропустят, например, оплату расходов на уборку улиц, если они находятся на 37-м коде, а не так, как положено — на 65-м коде. Или если, допустим, у вас на приобретение бумаги предусмотрено 32 тыс. грн., а вы не провели торги на ее приобретение. Последующий контроль по факту свершения той или иной операции проводят КРУ или Счетная палата: проверяют фактическое начисление заработной платы — соответствует ли оно штатному расписанию и табелю отработки рабочего времени? Соответствуют ли работы по капремонту смете? Делаются встречные проверки — по тому же капитальному ремонту. В смете заложено два слоя рубероида, а на крыше — один…
Главбух любого бюджетного учреждения или предприятия, который получает бюджетные средства, вместе с руководителем обязаны контролировать эффективность, своевременность и целевое использование средств. Любые вопросы, связанные с изменениями по бюджету, выносятся на сессию горсовета. То есть бюджетные средства — это те средства, которые контролируются минимум в течение года 3-4 раза.
— Год 2007 мэр объявил годом медицины. А как бы вы назвали?
— Я считаю, что это будет год развития. Благодаря тому, что в Бюджетном кодексе строго определено: средства, поступающие от продажи земли, коммунального имущества, нельзя направлять на текущие расходы. Здесь правильно законодатель придумал — я сама принимала участие в разработке Бюджетного кодекса. Иначе не было бы средств на развитие, покупку троллейбусов, перекладку водопроводов, тепловых сетей, приобретение подвижного состава, спецтехники — а это расходы, обеспечивающие жизнь на последующие 10-15 лет.