В Харькове действует пять крупных кредитных фирм-мошенников, имеющих около 50 офисов, в том числе и в центре города. Как правило, они предлагают подозрительно выгодные условия.

«Выдам наличными до 60000 гривен за час, без залога и поручительства. Черный список – не помеха», «Деньги в кредит на очень выгодных условиях, 5000–62000 гривен на срок от 12 до 60 месяцев, оформление – за 5 минут, выдача – в течение часа», «Деньги от 5000 до 300000 грн. на все виды товаров и услуг. Социальная программа 3–12% годовых, без справки о доходах», – такими заманчивыми предложениями пестрят страницы рекламных газет, подобными объявлениями обклеены вагоны метро и общественный транспорт. И нередко харьковчане, поддавшись на такие сладкие обещания, попадают в сети мошенников.

– Схема действий подобных фирм такова: они обещают выдать дешевый кредит – от 0 до 10% годовых фактически на любую сумму – вплоть до 1 млн грн., не требуя ни справки о доходах, ни залога, ни поручительства, – объясняет схему правозащитник, директор юридической консалтинговой группы Богдан Хаустов. – Единственное условие – внести страховой взнос, исключительно как гарантию платежеспособности, как сумму, которая будет использована, если человек, какое-то время не сможет погашать кредит. Человек подписывает договор, где обязуется вносить ежемесячно определенную сумму денег в течение периода, оговоренного соглашением; делает страховой взнос (размер которого может варьироваться от 350 до 10 тысяч гривен) и... получает обещание поступления денег (на карточку, банковский счет, наличными и даже с доставкой курьером на дом). Время идет, а обещанных тысяч заемщик так и не получает.

По словам правозащитника, даже небольшая фирма за год может обработать 100 человек и заработать 2–3 миллиона долларов.

– Ко мне обращались люди, потерявшие от одной до восьмидесяти тысяч гривен. Некоторым деньги нужны были на лечение онкобольных родственников, – отмечает Богдан Владимирович.

«Обмануть меня не сложно – я сам обманываться рад»


По словам правозащитника, консультанты лжекредитных компаний подвергают клиентов «психологической обработке», так что некоторые заемщики годами и даже десятилетиями платят ежемесячные взносы в надежде получить обещанный кредит. 

– Например, человеку рассказывают, что его включили в одну из десяти групп, желающих получить кредит. А в группе кто-то внес 50 платежей сразу – понятно, что он получит кредит в первую очередь. Если вы внесете сейчас 20 платежей сразу – тоже получите деньги. И люди клюют! – разводит руками Богдан Хаустов.

По его словам, каждая компания работает со своей категорией населения. Например, одни – с молодыми семьями, другие – с рабочим классом и пенсионерам.

– Когда консультант устраивается на работу в такую компанию, его тренируют, к соискателям даже выставляются требования стрессоустойчивости и готовности к конфликтными ситуациям, – уточняет Богдан Хаустов.

Да и народ наш настолько доверчив, что обмануть его не сложно.

– Мы решили провести эксперимент и расклеили по городу 300 объявлений о предоставлении кредита на любую сумму под низкие проценты без справки о доходах, без поручителей, без залога. И за два дня получили около 50 звонков от желающих, – рассказывает правозащитник. – Выбрали молодую семью, пригласили в офис и через час люди были готовы достать тысячу долларов, чтобы получить заем в 150 тысяч гривен, которых не хватало на покупку квартиры. То есть эта молодая семья наверняка оказалась бы жертвой аферы, попади она в руки мошенников.

Обманутые идут на крайние меры


Порой жертвы финансовых аферистов, осознав, что их обманули, пускаются на крайние меры. Яркий пример тому – история Андрея Калугина.

Андрей Калугин заключил с лжекредитной компанией договор на получение кредита на сумму 50 тыс. грн. Заплатив 3,5 тыс. грн. страхового взноса, обещанного кредита так и не получил. Тем временем друг, одолживший ему эти 3,5 тысячи, потребовал возврата долга. А кредиторы в свою очередь напомнили, что подошло время платить следующий взнос – за пользование еще не полученным (!) кредитом. Возвращать долг товарищу было нечем, и мужчина – единственный кормилец в семье (жена не работала, ухаживала за сыном с диагнозом аутизм) – понял, что обещанный кредит может никогда не получить: сроки в договоре не указаны, а разорвать соглашение и забрать страховой взнос оказалось невозможно – это можно было сделать лишь в течение трех дней с момента его подписания. Калугин, прикрепив к руке скотчем нож, явился в офис компании и захватил сотрудницу в заложницы, потребовав 50 тысяч гривен. Правоохранители заложницу освободили, а «террориста» арестовали.

«Сладкие» условия – это обман


По информации Богдана Хаустова, в Харькове действует пять крупных лжекредитных фирм, имеющих около 50 офисов. Чтобы не попасть в сети мошенников, эксперт рекомендует обращать внимание на следующие моменты.

– Должен насторожить очень низкий процент, – подсказывает правозащитник. – Кроме того, ни одна нормальная компания не даст большую сумму денег без  справки о доходах, поручительства, залога. Ну и конечно, если требуют страховой взнос – сразу уходите.

– Всегда внимательно изучайте любой документ перед тем, как его подписать, –   настаивает правозащитник.

Но если вы все же клюнули на «сладкие» обещания и попались на крючок мошенников – вернуть вложенные в лжекредитные компании деньги вполне реально, уверяет Богдан Хаустов. Для этого нужно написать в компанию письмо с требованием вернуть уплаченные деньги, а также обратиться с иском в суд. Ведь, договор, который подписывают обманутые люди, изначально является незаконным и не имеет юридической силы, считает правозащитник.

– Как правило, суды решают подобные дела в пользу пострадавших, – уверяет он. – Практика показала, что нужно потратить от одного месяца до полугода, чтобы вернуть вложенные в лжекредитную компанию деньги. Правда, получить решение суда – это только полдела. Порой приходится активно работать с исполнительной службой, помогать исполнителям находить счета лжекредитных фирм.

Чтобы борьба с мошенниками была более эффективной, эксперт советует пострадавшим объединяться и писать в милицию коллективные заявления, чтобы общая сумма ущерба была не менее трехсот тысяч гривен.