На прошлой неделе у Харькова появилась очередная возможность подтвердить неофициальный статус культурной столицы Украины: 30 сентября открылся двенадцатый по счету Международный фестиваль классической музыки «Харьковские ассамблеи». В этом году любители классики услышат произведения великих композиторов, ноты которых до сих пор ни Харьков, ни Украина не видели.

История фестиваля началась в 1991 году, когда Татьяна Веркина, нынешний ректор Харьковского университета искусств, обратилась к властям с предложением ежегодно проводить в городе праздник классической музыки. У каждого фестиваля есть своя тема. Нынешним «Харьковским ассамблеям» ее диктует Иоганн Гете.
Все эти годы фестиваль пытался действовать по принципу «разделяй и властвуй»: отделять политику от искусства и пытаться властвовать над нашими музыкальными вкусами.
«В 2005 году особенно остро звучат слова Гете о том, что художники должны жить в этом мире, не принадлежа никаким политическим партиям и направлениям, — рассуждает Татьяна Веркина. — И стоит кому-нибудь из нас примкнуть к какой-нибудь партии, мы немедленно теряем свободу духа и независимый взгляд на этот мир. Эти слова невероятно актуально звучат сегодня».
Не сворачивать с этой тропинки фестивалю пока удается, хотя и не в пользу собственного кармана. Сегодня гонорар классического исполнителя за выступление — максимум 300 гривен. Всего же городу и области этот праздник музыки обошелся меньше чем в 100 тысяч гривен, несмотря на международный размах. Однако спонсоров у фестиваля нет — только государственная поддержка, за которую, кстати, организаторы очень благодарны.
Невзирая на ограниченность средств, в харьковском празднике классической музыки будут и приглашенные музыканты — из Швейцарии, Северной Кореи, Финляндии, Венгрии, Литвы и России. Мерилом же уровня фестиваля всегда было число не приглашенных знаменитостей, а харьковских музыкантов, которые в нем участвуют и приобрели уже международное признание. В этом плане нынешние ассамблеи просто бьют все рекорды. В девятидневной программе можно будет услышать таких харьковских музыкантов, как народного артиста Украины Игоря Шаповалова, Татьяну Жарких, Игоря Приходько, Наталью Гребенюк, заслуженного артиста Украины Григория Купермана, профессора Университета искусств Леонида Холоденко и, конечно же, симфонический оркестр Харьковской филармонии под руководством Юрия Янко.
Изюминкой же фестиваля станут произведения, о которых в Украине знали, но никогда не слышали. Так, уже в первый день в малом зале ХАТОБа прозвучали полный вариант увертюры Людвига ван Бетховена к трагедии Гете «Эгмонт» и увертюра «Морская тишь и счастливое плавание» Феликса Мендельсона, ноты которых в Харьков впервые привез дирижер из Швейцарии Урс Шнайдер. Впереди же много подобных сюрпризов, среди которых концерт старинной музыки XVI-XVII вв., партитур которого в Украине нет вообще. Молодые преподаватели и студенты консерватории, подготовившие этот концерт, «снимали» на слух музыку с пластинок и компактов. Пройдет этот действительно уникальный концерт 6 октября
в Харьковском органном зале.
Девиз фестиваля — «Противление злу искусством». Кроме традиционного понимания того, что же такое «зло», Татьяна Веркина считает, что плохой вкус и низкий уровень музыкального продукта, который мы получаем с экранов телевизоров и радио — это тоже зло, и «Харьковские ассамблеи» и дальше будут ему противиться…
Комментарий Арсена Авакова, губернатора Харьковской области:
«Я, вне зависимости от того, кто был предыдущим губернатором, буду поддерживать этот фестиваль. Я считаю, что для Харькова это очень важно. Я люблю классическую музыку, потому что музыку вообще можно либо любить, либо не любить. Любишь ли ты классику, или рок-н-ролл, или тяжелый рок — в основе все равно лежит единое — музыка, гармония. Если ты любишь гармонию, то тебе близок и Бах, и Ричи Блэкмор».