Возвраты нереализованной продукции с истекшим сроком годности катастрофически растут, прибыль мясокомбинатов падает.

Чтобы не остаться в накладе, колбасники вынуждены принимать меры по удешевлению конечного продукта, а значит, снижать качество составляющих.

После затяжных новогодних празднований рынок мясных изделий обычно замирает и приходит в себя не ранее конца января, отмечают специалисты.

– Но в этом году ситуация сложилась иная – объемы продолжают снижаться, все больше готовой продукции торговые сети возвращают производителю, не успевая продать ее до истечения срока реализации, в связи с чем растет прямой убыток предприятия, – отмечает технолог цеха термической обработки продукции Валерий Семенов. – Так, нашему предприятию за четверо суток вернули почти семнадцать тонн. Кроме того, уже сформированные заявки отменяются, снимается производственное задание, идут разговоры об отпусках за свой счет. Проблемы накапливаются: нет продаж – нет прибыли – нет закупок – нет возможности поддерживать общий объем производства – и в состояние стагнации приходит вся отрасль. Включая производителей сырья, а также множество фирм, снабжающих предприятие всем прочим – от запчастей до пищевых добавок.

Да еще и недавние лютые морозы попросту разогнали покупателей с рынка.

– Основные объемы колбасы продаются не в супермаркетах, а в маленьких магазинчиках и киосках, – замечает заместитель директора одного из харьковских мясоперерабатывающих предприятий Александр Дорошенко. – У некоторых торговых точек в морозы выторг составлял сего 40 гривен в день.

«Подложила свинью» колбасникам и нестабильная политическая ситуация в стране, которая сказалась на платежеспособности населения.

– Пенсии выплачиваются не вовремя, зарплаты бюджетникам задерживаются, – говорит Александр Дорошенко. – А растущий доллар между тем подстегивает цены на колбасные изделия, ведь 70% сырья закупается за рубежом, практические все специи – импортные.

В результате народ экономит на покупке колбасы и переходит на мясо.

– Цена килограмма «приличной» колбасы равняется цене полутора – двух килограммов мяса. Этим количеством вполне может пару дней питаться все семейство, тогда как колбасы хватит в лучшем случае на пару-тройку семейных же завтраков, – подсчитал Владимир Семенов.

Тем более, что на фоне дорожающих колбас отмечается снижение цен на мясо в среднем на 5 гривен за кило. Сейчас свинина стоит от 45,50 грн за кг, говядина – 46,50 грн, птица – 21,50 грн.

– Мясо падает в цене за счет увеличения собственного производства. В прошлом году его прирост составил почти 8%. Прогнозируется, что производство мяса в этом году тоже будет увеличиваться, – говорит аналитик аграрного рынка Алина Жарко. – С одной стороны, и мясоперерабатывающие предприятия имеют возможности купить качественное отечественное мясо по доступным ценам, но с другой — недостаточный спрос не дает им возможности наращивать производство. Выход на новые внешние рынки также является затрудненным, ведь предусматривает много разрешительных документов.

А посему эксперты не исключают, что большинство предприятий–производителей ждут суровые времена: неминуемое сокращение объемов производства вплоть до приостановки мощностей, уменьшение ассортимента, уменьшение количества рабочих мест.

– Также вероятны уловки наподобие открытия на базе существующих брендов новых торговых марок, проведения политики «громкого» снижения цен на часть наименований, которое фактически будет лишь следствием падения себестоимости продукции за счет удешевления основных компонентов производства, что, естественно, скажется на качестве продукта, – говорит Валерий Семенов. – Рынок, конечно, в итоге «отрегулирует» сам себя, но плюсов для рядового потребителя это, к сожалению, не принесет.