Имя художника Василия Ермилова, которого современники называли украинским Пикассо, неразрывно связано с Харьковом.

В Харькове он создал лучшие свои творения, и в 20–30-е годы прошлого столетия Первая столица была буквально пропитана духом этого художника.

В выставочном зале Харьковского художественного музея открылась выставка «Харьковский Иов», посвященная 120-летию пионера украинского дизайна, знаменитого харьковского художника Василия Ермилова. Название юбилейной выставки перекликается со стихотворением Бориса Слуцкого «Харьковский Иов», в котором он описал трагическую судьбу наследия Ермилова.

Он стал трибуном революции


— Василий Ермилов — уникальный, удивительный художник, — считает директор Харьковского художественного музея Валентина Мызгина. — Именно в Харькове начинался авангард и рождался дизайн, и Василий Ермилов символизировал собой начало украинского дизайна. В 1910–1930-х годах в Харькове бурлила художественная жизнь: одновременно работали представители и академического, и новых направлений. Такой мастер и человек широкого мышления не появился бы, если бы в Харькове не было этой основы.

Как и большинство авангардистов, Ермилов принял революцию, поверил в нее и стал ее трибуном.

— 1920-е годы в Харькове Василий Ермилов активно работал в агитационной отрасли, —  рассказывает модератор выставки, заведующая сектором научно-методической работы Харьковского художественного музея Наталия Титаренко. — Он расписывал и оформлял интерьеры общественных помещений — клубов, библиотек, домов культуры, выставочных павильонов, музеев, агиттранспорта; проектировал праздничные трибуны, сцены, арки, рекламные витрины. Художник изготовил множество различных форм агитпропа — плакатов «окон» телеграфного агентства.

Первый педагог художественного техникума


В 1920-х — начале 1930-х имя Василия Ермилова гремело по всей Украине, а Харьков в те годы был буквально пропитан его духом. «Все харьковские улицы и дома кричали плакатами, лозунгами, щитами работы Василия Ермилова, — писал в 1931 году его современник Валерьян Полищук. — «Это был пафос революции в красках».

Василий Ермилов был одним из первых педагогов художественного техникума (теперь Харьковская государственная академия дизайна и искусств), где преподавал в 1921–1935-м и 1963–67-м годах.

Агитвагоны были похожи на свадебный сундук


В экспозиции выставки «Харьковский Иов» — 15 графических произведений Василия Ермилова из фондов харьковского художественного музея. Одна из красноречивых работ — эскиз росписи агитпоезда «Красная Украина», который мастер сделал в 1921 году. Эта агитка на колесах курсировала в те годы по железной дороге Украины. Харьковский художник расписал четыре вагона. Роспись имела целью призвать к крепкому союзу крестьянства и рабочего класса, поэтому не обошлось без серпа и молота, причем революционная символика была вписана в традиционные украинские орнаменты. «Когда я делал эскизы росписи, мне в голову не приходило, что он будет похож на свадебный расписной сундук», —  признавался тогда сам художник.

Яркие приметы времени


Василий Ермилов работал в промышленной графике: создавал эскизы оформления упаковок, спичечных коробков, заводских и фабричных марок. В духе времени были даже упаковки для сигарет. В экспозиции выставки есть эскиз оформления коробки для сигарет под названием «Украинка» (1922 год), на которой изображена украинская красавица в характерном для авангардного искусства тех лет стиле.

В экспозиции есть и другие яркие приметы того времени — тесты и сатирические картинки Василия Ермилова, сделанные в 1920 году для «Окон сатиры «УКРОСТА». Наивными стишками и стенгазетными рисунками художник высмеивает лодырей, врагов Красной армии: «В Красну армию идтить — краще пальцы отрубить», «Жать, косить, снопы вязать, а мне лучше полежать», «За границу мы уйдем — там мы лучше проживем».

Художника обвинили в формализме


1920–1930-е годы были расцветом его творчества, затем его работы стали предавать забвению.

—  Василий Ермилов — драматическая фигура в украинском искусстве ХХ века, — говорит Наталия Титаренко. — С конца1930-х годов художника начали обвинять в формализме и в 1946 году исключили из Союза художников. На волне хрущевской оттепели его членство в Союзе художников было восстановлено, но настороженность по отношению к нему не исчезла до конца жизни. И это держало в напряжении его творческую мысль.
Василий Ермилов умер в 1968 году, похоронен на Втором городском кладбище.

Можно создать памятник авангардизму


На улице Полтавский шлях сохранился двухэтажный домик № 33 с чердаком, на котором Ермилов прожил почти полвека и собственноручно расписал стены.

— Сейчас этот чердак закрыт, — говорит искусствовед Наталия Нечипуренко. — Дверь-в-дверь с квартирой Василия Ермилова находится и квартира художника Бориса Косарева. Очень хотелось бы оставить для Харькова имена этих творцов, которые были родоначальниками авангардизма и модернизма. Там витает дух той эпохи. Возможно, найдутся люди, которые готовы поддержать эту идею морально, информационно, материально. В этом помещении можно восстановить роспись стен, создать динамический музей или мастерскую, в которой смогут заниматься дети.

Выставка «Харьковский Иов» будет работать до 10 апреля. 21 марта, в день рождения Василия Ермилова, пройдет вечер памяти художника.