Был ли неутомимый соблазнитель Джакомо Казанова счастлив? Любил ли хоть одну из обольщенных им женщин? Не сожалел ли о брошенных им пассиях в старости? В Харьковском государственном академическом театре кукол поставили спектакль о Казанове — мужчине-празднике, вскружившем голову сотням женщин.

14 марта в Харьковском государственном академическом театре кукол им. В.А.Афанасьева состоялась премьера спектакля для взрослых «Казанова». Новая постановка рождена творческим тандемом главного режиссера театра заслуженной артистки АРК Оксаны Дмитриевой и главного художника театра Натальи Денисовой. Создателей спектакля вдохновил богатейший  поэтический материал —  драматургические произведения Марины Цветаевой, которые легли в литературную основу постановки, воспоминания о собственных незатейливых победах самого Джакомо Казановы и вечная тема загадочной Венеции. В художественном оформлении спектакля использовали эстетику барокко, которую в театре кукол преподнесли через всполохи воспоминаний о венецианском карнавале, рассказывает главный художник театра Наталья Денисова. В спектакле много исторических деталей, но основной смысловой багаж зрелища — фантазии, которые рождаются на сцене. Спектакль создан в нетрадиционном — не стопроцентно кукольном формате.

— «Казанова» — это фантасмагория полулюдей-полукукол, — делится Наталья Денисова. — Зритель видит в основном не кукол, а актеров в масках. 

— Это специфика современного театрального языка, — рассказывает заведующий литературно-драматургической частью театра Александр Стогний. —  Суть эстетики синтетического жанра в том, что и люди, и актеры, и маски сосуществуют в едином пространстве, и здесь нет доминирующего средства выражения. Все слито воедино, невозможно отделить одно от другого, в противном случае не будет того художественного эффекта, который дает спектакль. Спектакли Оксаны Дмитриевой во многом отличаются синтетичностью мышления, и с театроведческой точки зрения достаточно сложно определить жанр, в котором она работает: здесь есть место и художественному, и построенному на звучании фонетическому театру, и драматическому театру, и театру кукол, в чем-то театру пластики. Этот стиль мышления отличает и режиссера Оксану Дмитриеву, и главного художника театра Наталью Денисову. Этот творческий тандем уже больше пяти лет работает в нашем театре.

Венецианский карнавал на сцене не обошелся без колоритного гардероба для постоянно переодевающихся в спектакле актеров. В «Казанове» использовали около сотни костюмов — по их количеству спектакль стал лидером. Это самая костюмированная постановка в репертуаре театра кукол. Любопытно, что буквально за неделю до премьеры выяснилось — для спектакля нужно еще несколько дополнительных костюмов. Их сшили в экстремально короткие сроки.

Премьерные показы «Казановы» пройдут 15, 16, 22, 29 марта.