Цены на молочку на харьковских прилавках заметно изменились с начала года. А по творогу Харьковщина вообще вошла в десятку областей Украины с наивысшими ценами.

Дороговизной на рынке молочной продукции региона заинтересовался Антимонопольный комитет Украины.

Прежде всего специалисты Харьковского областного теротделения АМК запросили информацию от торговых сетей.

– Было установлено, что супермаркеты не превысили граничный уровень торговых надбавок: на молочную продукцию – 2-10%, на твердые сыры – до 12%, – отмечает председатель Харьковского отделения АМКУ Анатолий Косолапов. – При этом средние цены на сметану (20% жирности) в упаковке 450 г выросли с начала года с 10,5  до 11 грн., масло селянское сливочное в упаковке 200 г –  с 13,5 до 15 грн. 25 коп, молоко 2,5-процентной жирности в упаковке 500 г – с 7,75 до  8.15 грн.

Чтобы получить полную картину ценообразования, антимонопольщики запросили данные об оптово-отпускных ценах у харьковских производителей. Оказалось, что на протяжении IV квартала 2013 года и в начале 2014-го оптово-отпускные цены на молоко 2,5-процентной жирности выросли в среднем на 4,5-5%, на сметану 21-процентной – до 7%. Больше всего подорожало масло сливочное – в среднем с 15 до 18%.

– При этом производители определяли оптово-отпускные цены на свою продукцию на основе установившихся на рынке, а не на основе себестоимости. А это говорит о том, что устанавливается несправедливый уровень цен, – подчеркивает Анатолий Косолапов.

Кроме того, антимонопольщики пришли к выводу, что некоторые производители, имеющие монопольное положение на рынке закупки молока, приобретали сырье в населенных пунктах, находящихся на одинаковом расстоянии от молокозавода, по разным ценам.

– Это квалифицируется как злоупотребление монопольным положением и в ближайшее время к монополистам будут применяться соответствующие меры, – пообещал Анатолий Косолапов. 

В отношении продукции, которая поставляется на харьковский рынок из других регионов (в частности из Киевской, Донецкой, Днепропетровской, Житомирской, Николаевской, Сумской областей), решение будет приниматься на уровне Антимонопольного комитета Украины.

– Соответствующее обращение мы уже отправили, – заверил Анатолий Косолапов. – Тем более что наибольший темп роста оптовых цен  выявлен на торговых марках  «Премия», «Яготинске», «Полна чаша», «Первомайский молочно-консервный комбинат», Украинская сырная компания (Луцк) и ООО «Данон» (Киев).

По данным директора департамента экономики и международных отношений ХОГА Виктора Коваленко, за год – с марта прошлого по март 2014 года – молоко 2,5% (в полиэтиленовых пакетах) подорожало на 11,2%, сметана жирностью 20% – на 10,8%, масло сливочное – на 16,8%. Главные причины – повышение цен на бензин и закладка курса растущего доллара и евро в расходы на следующий год. 

– Однако если цена на топливо выросла, скажем, на 15%, это не значит, что цена на продукты питания тоже повышается на 15%. Такие действия мы будем воспринимать как провокацию и соответственно реагировать, – подчеркнул вице-губернатор Игорь Райнин.