В харьковский госпиталь практически ежедневно поступают раненые из зоны антитеррористической операции.

Ребят с тяжелыми ранениями транспортируют на вертолетах, с менее сложными травмами сначала перевозят в изюмскую районную больницу, а затем уже санитарным транспортом доставляют в Харьков.

Часть раненых отправляют в Киев


— Наше учреждение работает в усиленном режиме. Военные медики, которые заняты в лечебно-диагностическом процессе, работают круглосуточно, — говорит начальник Военно-медицинского клинического центра Северного региона Виктор Полищук. — Выходных у нас нет с момента приведения в полную боевую готовность — со 2 марта. Если возникает возможность и позволяет обстановка, офицеры уходят домой на несколько часов.

Часть раненых из Харькова направляют в киевский госпиталь.

— Самые трудоемкие операции проходят у нас, — делится Виктор Полищук. — Главное — сохранить жизнь и жизненные функции пациентов, затем лечение можно продолжить. В Киев мы направляем больных для продолжения лечения, когда уже оказана помощь в нашем госпитале и если их состояние позволяет. Такова особенность работы медучреждений в прифронтовой зоне. Должен быть резерв коек для приема раненых.
Госпиталю помогают врачи других харьковских стационаров и медцентров. Если для диагностики или лечения необходим тот или иной специалист — например, сосудистый хирург или нейрохирург, — по первой же просьбе в госпиталь приезжают профессора, практикующие врачи: консультируют, иногда оперируют больных. Раненых с массивными ожогами перевозят в Харьковский ожоговый центр.

Травмы бывают очень серьезными


— Самые распространенные травмы — ранения конечностей. Чаще всего повреждения мягких тканей сочетаются с повреждением костей, сосудов, нервных стволов, — говорит ведущий травматолог Военно-медицинского клинического центра Северного региона Александр Бородай. — Довольно часто поступают раненые с сочетанными повреждениями — травмами грудной клетки, брюшной полости, конечностей. Сплошь и рядом встречаются осколочные ранения — как в результате разрыва гранат, так и от снарядов большего калибра.

По словам врача, госпиталю приходилось принимать и бойцов с очень серьезными ранениями — головного мозга, органов таза, повреждениями магистральных сосудов и нервов. В день, когда корреспондент «Вечернего Харькова» побывал в госпитале, медики с минуты на минуту ждали парня с ранением органов брюшной полости, а также плеча с повреждением сосудов. После операций ребятам понадобится время, чтобы восстановиться, и этот период может продолжаться около года. Есть и такие, которые получили тяжелые увечья — остались без глаз или конечностей.

Раненым нужна помощь


Чуть ли не с первых дней АТО пациентов госпиталя поддерживают волонтеры.

— Нам помогает огромное количество харьковчан, много посылок приходит из разных уголков Украины, — рассказывает координатор харьковского Евромайдана по помощи раненым Ярина Чаговец. — Люди постоянно что-то приносят, привозят и шлют ребятам: бандажи, футболки, белье, носки, туалетные принадлежности, стиральные порошки, фрукты, печенье, соки, некоторые компании поставляют питьевую воду.

Очень помогают, по словам Ярины, фармацевтические фирмы — безвозмездно поставляют лекарства. Пенсионерки несут постельное белье еще из советских запасов.

— Практически все раненые прибывают в госпиталь полураздетыми, — говорит Ярина. — Во-первых, после ранения форма окровавлена. Во-вторых, для оказания помощи медики срезают с раненых и одежду, и обувь. Когда я спрашиваю у ребят, что им нужно, звучит один ответ: «А можно форму?». Кроме того, нужны берцы или кроссовки. В основном приобретаем кроссовки: берцы нужно примерять на конкретного человека, а это проблематично. Покупаем всякие вкусняшки — например, печенье забавной формы. Раньше ребята просили сладкого печенья, теперь хотят солененького. На самом деле людям, которые не один месяц были в поле или в лесу, сейчас хочется всего, чего они не видели и не ели довольно долго.

Огромную радость доставляют раненым послания от детей. Им пишут письма и шлют рисунки из Днепропетровска, Житомира, Ивано-Франковска, Харькова.

— Эти послания настолько поднимают дух — словами передать невозможно, — рассказывает волонтер. — У бойцов горят глаза, когда когда держат в руках детские картинки, мужчины плачут.

Для тех, кто хочет помочь
Списки необходимых вещей для раненых постоянно обновляются в социальных сетях, в частности в Facebook на странице группы «Сестра милосердия АТО/Харьков». Например, 3 июня был обнародован следующий список (публикуем не весь): трусы (много и всегда), зубная паста (небольшие тюбики), влажные салфетки, мыло кусковое, бритвенные станки, бронежилеты и каски (для двух врачей и водителя скорой, которые едут в зону АТО для помощи раненым на местах), простыни одноразовые в рулоне, плотная ткань для штор пастельных тонов (для кабинетов реабилитации и прохождения процедур и перевязок.

У входа в госпиталь вещи заберет Ярина и отнесет в палаты. Она бывает там с 8.00 до 13.00, номер ее мобильного сообщат на проходной.

Деньги можно перечислить на карточки: ПриватБанка — 5168 7423 1233 5791, Дельта банка — 5167 3900 0258 9581,
Укрсиббанка — 5169 3022 0214 0998.
Получатель Чаговец Ярина Владиславовна.

Карта для сбора средств благотворительного фонда «Мир и порядок:
в ПриватБанке — 5168 7553 9139 2988.
Получатель Павленко Александр Юрьевич.

Госпиталю нужны кровати и медицинская аппаратура


Благотворительный фонд «Мир и порядок» подарил госпиталю 20 функциональных кроватей и четыре каталки.

— Кровати КФ-2 идеально подходят для реабилитации раненых. Они имеют все преимущества по сравнению с панцирными койками, которые у нас были, — считает Александр Бородай. — Такую кровать можно перемещать — она на колесах, ее поверхность меняет свою геометрию в зависимости от потребностей больного. Для удобства работы медсестры предусмотрена прикроватная стойка.

По словам ведущего травматолога, коечный фонд госпиталя — около 500 коек, и в обновлении нуждается как минимум половина. Требуется и современная медицинская аппаратура с широким диагностическим диапазоном. Не хватает аппаратов для искусственной вентиляции легких.

«После лечения сразу вернусь в Славянск»


18-летний Юрий Горбатюк из Житомира — самый молодой пациент в госпитале. Он воевал в составе 95-ой бригады в Славянске.

— Я окончил суворовское училище.14 октября прошлого года подписал контракт на службу в армию. 19 июня получил ранение из РПГ под Славянском: осколками травмирована нога. Врачи ногу сложат, немножко подклеят, и все будет хорошо, — не унывает парень.

Юра держится молодцом, в эмоциях очень сдержан. На вопрос, страшно ли на войне, с отвечает: «Нормально». Говорит, что в составе бойцов «по ту сторону баррикад» видел чеченцев, россиян, которые экипированы и вооружены не хуже, чем украинская армия.
Бросать воинскую службу юноша не собирается.

— Думаю, через месяц-другой поеду назад, в Славянск, — предполагает боец. — Конечно, хочется домой, увидеть родителей, но пока что моей семьей стали командир и ребята.

Врачи госпиталя спасают раненых и на поле боя
Больше двух десятков медиков госпиталя (хирурги, терапевты, медсестры) находятся сейчас в зоне АТО — работают в мобильных медицинских группах. Медики дежурят возле постов, выезжают в места проведения боевых действий, в момент обстрелов оказывают на поле боя первую медицинскую помощь, организовывают эвакуацию раненых. Если нужно, делают операции в полевых условиях.