Когда по городу прошла целая серия конфликтов жильцов домов с застройщиками, когда при активном участии «зеленых» был приостановлен процесс передачи в концессию парков города (для благоустройства зон отдыха), я решил разобраться: что же в алгоритме действия всех субъектов общественного диалога дает сбой?

И начать я решил с конфликта по поводу строительства представителем «Лукойла» АЗС на Московском проспекте, 96А.
Личных стимулов было несколько. Один из них тот, что среди протестующих я узнал единомышленников, с которыми участвовал в избирательной кампании и которых глубоко уважаю.

С другой стороны, с начала работы в нашем городе АЗС от «Лукойла» я всегда заправляюсь именно на них. Качество продукта, обслуживание на уровне мировых стандартов, даже дизайн заправок делают лукойловские АЗС островками цивилизации в нашем городе. Вам нальют качественный бензин и ровно в том объеме, который вы заказывали. При всех проверках на АЗС нашего города только к АЗС «Лукойла» претензии не предъявлялись. На их заправках нет запаха бензина, поскольку в оборудовании используются передовые технологии по отсасыванию бензиновых паров. В их кафе можно быстро и дешево поесть. Круглосуточный магазин и доступный туалет дополняют картину.
Я решил провести журналистское расследование, чтобы понять проблему. Побывал на нескольких митингах, взял множество интервью у участников этого противостояния, к которому подключились местные
«зеленые». Конструктива в диалоге с застройщиками их подключение не добавило, скорее наоборот. Аргументы противоположной стороны просто не воспринимались. Дело доходило до рукоприкладства по отношению к тележурналисту ТРК «Р1» и оператору, которому повредили телекамеру.
Встретившись с представителями «Лукойла» и ознакомившись с фактами, которые оно с готовностью предоставило, я порекомендовал им провести пресс-конференцию, чтобы сделать свои аргументы достоянием общественности и перевести конфликт из эмоциональной плоскости в конструктивный диалог.
С одной стороны, конфликт объединяет жильцов и создает условия для развития самоуправления, роста их влияния и совершенствования среды их жизнедеятельности.
С другой — тормозится процесс оптимальной застройки города объектами инфраструктуры. Это может понизить рейтинг инвестиционной привлекательности Харькова и уменьшить количество рабочих мест. Кстати, горисполком принял решение о приостановке строительства некоторых спорных объектов, среди которых три АЗС.
Эта проблема, видимо, присуща и другим регионам Украины и разрослась до таких масштабов, что теме защиты инвестиций было посвящено последнее заседание Совета национальной безопасности и обороны. Его секретарь Петр Порошенко подчеркнул, что необходимо думать над тем, как сделать инвестиционный климат в Украине более привлекательным для потенциальных инвесторов. Для этих целей в Генеральной прокуратуре будет создано специальное управление по защите инвестиций.
Таким образом, рост конкурентоспособности экономики Украины перешел в плоскость вопроса национальной безопасности. Как отмечают международные эксперты, по индексу роста конкурентоспособности Украина осенью 2004 (до «оранжевой революции») занимала
86-е место в общем рейтинге 104 стран (Дженифер Блэнк, Всемирный форум, «Зеркало недели», 2.07.05). Наша страна находится в самом конце списка по способности адаптировать современные технологии через привлечение прямых иностранных инвестиций — 97-е место. Однако самое большое препятствие на пути роста конкурентоспособности — это низкое качество общественных институтов. По этому показателю Украина находится на 98 месте, опережая лишь такие страны, как Чад, Бангладеш и Пакистан. После выборов ко всем препятствиям для иностранных компаний, таким, как угроза реприватизации и «пикетная демократия», добавилась угроза политического рэкета, проводимого под лозунгами экологической безопасности.
Для осознания остроты проблемы добавлю, что уровень правительственного регулирования и уровень бюрократизма в стране — один из высочайших в мире (Украина занимает 102-е место по обоим показателям).
Жильцы дома № 96А по Московскому проспекту оказались самыми жесткими и непримиримыми: идти на переговоры с застройщиками они не желают. С жильцами дома
№ 96, с администрациями школы и родильного дома № 2 представительство «Лукойла» достигло компромисса. Роддом даже вывесил на своем здании плакат «Мы поддерживаем нашего спонсора «Лукойл».
Формы протеста «непримиримые» жильцы дома № 96А выбрали самые радикальные и действенные — вплоть до перекрытия ими (три раза) Московского проспекта. Дом этот особенный — «семиэтажка», сталинской застройки, достопримечательность Харькова. Год назад в этом доме открылось «единое окно» для желающих открыть свой бизнес. Вначале были длинные очереди, стада машин, которые стояли прямо на тротуаре, гомон и крики возбужденных людей. Вам бы понравилось, если бы это происходило под вашими окнами? Семена раздражения и возмущения были посеяны.
А в это время прямо напротив дома на дороге появляется забор с надписью: «Идет ремонт водопроводных труб». Потом стали копать большую яму и положили туда цистерну, а когда привезли вторую цистерну, жильцы «семиэтажки» вышли на улицу и не дали возможности ее сгрузить, а затем перекрыли Московский проспект. Основные лозунги: «За чистый воздух», «За сохранение зеленых насаждений», «Они хотят в парковой зоне построить магазины!», «Они хотят, кроме АЗС, построить мойку, СТО, кафе, автостоянку, будет сноситься часть парка!», «А в этом парке мы еще детьми сажали деревья».
Что же оказалось на самом деле? Проект «АЗС малой мощности» (с двумя колонками): с одним магазином и кафе. Нет в проекте ни вырубки парковой зоны, ни СТО, ни мойки, ни автостоянки. Более того, предусмотрено при застройке облагородить большую цветочную клумбу, находившуюся между АЗС и парковой зоной, и обсадить заправку елочками, которые будут защищать от шума и пыли. На месте стройки «Лукойл» поставил палатку, где можно ознакомиться с проектом стройки и перечнем добрых дел по отношению к жильцам окружающих домов, а также внести предложения по благоустройству прилегающей территории. Желающим идти на контакт отвечали на все интересующие вопросы, предлагали всестороннюю помощь. По требованию прокуратуры (письма протестующих дошли до самых «верхов») институтом им. Бокариуса была проведена независимая экспертиза по вопросам, указанным жильцами. Все заключения и выводы подтверждают правомочность строительства.

О начале проектных работ по строительству АЗС на этом месте было две публикации в газете Харьковского горсовета «Слобода». Жильцы проблемного дома тогда их просто не заметили. Но таков порядок: обсуждение проекта и его изменения возможны только до его утверждения.
Представители «Лукойла» даже предложили всем желающим дома № 96А, у кого окна выходят на АЗС, заменить окна на стеклопакеты. Пять семей воспользовались этим предложением. Застройщиками также восстановлены две детские игровые площадки.

И несмотря на все это, я все-таки понимаю и поддерживаю жильцов дома № 96А, поскольку все эти годы они были отстранены от процесса принятия решений, связанных с их средой проживания. Ничего плохого в этом протесте нет — он объединяет людей, дает почувствовать ответственность за общую судьбу, желание защитить свои интересы сообща. Главное сделано — созданы условия для активного заинтересованного диалога между властью, жильцами и инвесторами. Уверен, что вместе с таким спонсором, как «Лукойл», жильцы наведут порядок в своем дворе, из которого уже вывезены две грузовые машины мусора, в подъездах, на тротуарах; посадят деревья в сквере перед домом, где вместо скамеек сейчас лежат прогнившие доски.
Главное, чтобы этот диалог был конструктивным, открытым, прозрачным, с чувством ответственности за судьбу нашего города.