Тридцать шесть студентов Харьковского национального медицинского университета создали волонтерский отряд для работы в Военно-медицинском клиническом центре Северного региона. Будущие врачи помогают спасать раненых украинских бойцов.

Студенты-медики начали работу в госпитале еще в мае. В июле ребят направили на практику в другие лечебные учреждения области, и в госпитале их сменила вторая группа. А 1 августа первая команда волонтеров снова вернется в госпиталь.

Иван Филипский учится на третьем курсе ХНМУ, он — будущий педиатр. Как волонтер работал в реанимационном отделении госпиталя.

— Мы ходили за препаратами в аптеку, измеряли температуру, артериальное давление, подавали каталки в перфорационную, перевозили больных в реанимационное отделение, делали инъекции, — рассказывает Иван. — Как-то мне разрешили присутствовать на операции. У раненого был один из самых сложных случаев, которые мне пришлось наблюдать в госпитале. Во время военных действий рядом с ним взорвалась граната — у него были разорвано бедро, примерно в таком же состоянии находилась рука. Тяжелые ранения я воспринимаю адекватно — я из семьи врачей, работаю младшим медбратом в неотложке, где тоже приходится наблюдать огнестрельные ранения, крайне тяжелые ожоги и переломы. Однако в госпиталь ребят привозят с поля боя, и мы особенно за них переживаем и стараемся помочь. Они такие же, как мы — молодые парни. Любой из нас может оказаться в такой же ситуации.

Когда ребята с поля боя попадают в госпиталь, они немного растеряны, переживают, говорит Иван. Очень волнительный для будущего врача момент — когда к раненым ребятам приезжают взволнованные мамы и папы. Волонетры стараются поддержать и бойцов, и их родственников.

— Мы рассказываем, что в госпитале замечательные врачи, что персонал очень хорошо относится к пациентам, что мы делаем все от нас зависящие и что главное теперь — выздоровление, а поэтому нужно строго выполнять рекомендации врачей, — делится Иван Филипский.— Как будущие медики, мы выполняем нашу миссию — помогаем людям.

Сирены скорой помощи — самое тревожное в жизни


Ярослава Шевченко перешла на четвертый курс медуниверситета. Девушка всегда мечтала стать военно-полевым хирургом. Работа в госпитале ее не испугала. Напротив, она утвердилась в своем выборе. Спасать военных — очень благородное и интересное дело, считает Ярослава.

– Звуки сирены скорой помощи, доставляющей очередного раненого, стали, наверное, самыми тревожными в моей жизни, – делится девушка. – Сердце замирало: когда это закончится? Собиралась с мыслями – не время думать о грустном. Стук колес по коридору: еще один раненый. Порванный камуфляж, в крови и грязи, перебинтованная нога, жгут на плече и умело поставленная полевыми врачами капельница. Срезаем ткань, которая некогда была военной формой. Случайно зацепила рану. «Где я?», – спрашивает раненый. «Харьковский военный госпиталь». «Позвоните жене. Телефон где-то в кармане». Везем в перевязочную. Самое главное – как можно аккуратнее снять пропитанные кровью повязки, а дальше врач обезболит и будет совсем не страшно. Перекладываем на каталку после обработки ранений и наложения свежих повязок. Сейчас для раненого наступит долгожданный и вынужденный отдых. Возможно, у этих ребят не так болят эти раны, как болит сердце – выбили из строя, когда на счету каждый автомат.

Девушки выбегали из палаты, чтобы незаметно плакать


– Особенно активно мы работали две недели перед практикой, – рассказывает Ярослава. – Буквально дневали и ночевали в госпитале: приходили рано утром, уходили затемно. Делали все, чтобы помочь медикам: помогали перевязывать, перевозить больных из приемного отделения на обследование, в операционный блок, кормили из ложечки, если нужно было — делали медицинские манипуляции... Неимоверное желание подойти к каждому, хоть чем-то помочь, утешить, обогреть. У всех своя история — сломанные войной жизни, несбывшиеся планы. Мы старались морально поддержать ребят. Главное – не дать закрыться в себе, в своем горе и страхе. В госпитале мы были для них и родными, и друзьями, и психологами — людьми, которые могут выслушать. Они тоже были для нас всем. Невозможно уйти от этих глаз: иногда выбегаю в коридор, чтобы поплакать. Потом вытираю слезы и, улыбаясь, будто душа совсем и не рвется на куски, захожу обратно. Мы должны быть сильными.

«Мечтал стать военным, но остался без рук»


Находить нужные слова для тяжелораненых молодых ребят очень непросто, но они рождались сами.

– Мы гордимся, что они сражаются за мир, что они принесли себя в жертву, и ради них готовы на все, – говорит Ярослава. – В госпитале лежал молодой парень, – он остался без кистей рук. Я до сих пор не могу себе представить, что он пережил. Нельзя было спокойно слушать, когда он рассказывал, кем он хотел стать, и что с ним сделала война. К счастью, ему предложили преподавать в военном училище.

Бойцы никогда не забудут ужасов войны


Ярослава вспоминает: когда в харьковских школах отмечали выпускные вечера и в городе гремели фейерверки — у раненых в госпитале был настоящий шок. Все были уверены, что началась вражеская атака. Волонтерам пришлось объяснять, что это не стрельба, а залпы фейерверков.

— Эта травма останется с ними на всю жизнь, – не сомневается девушка. – Но с бойцами в госпитале работают удивительные, очень опытные врачи-психологи. Мы – ровесники этих парней, и перед нами они больше раскрываются, чем перед взрослыми людьми. Но у нас нет такой квалификации, как у профессиональных психологов, поэтому мы с ними советовались, как вытащить ребят из этого состояния.

После лечения в харьковском госпитале больных направляют на реабилитацию в Киев, Винницу, Ирпень, Одессу. Прощаться с ребятами очень грустно.

– Почти каждый день в госпитале эвакуация. На прощание – номера телефонов и адреса электронной почты. Наверное, это самое тяжелое. Невероятно привыкаешь к этим лицам, улыбкам и, провожая, понимаешь, что, может быть, больше никогда их не увидишь. Но я помню их глаза — глубокие, грустные и благодарные. Они все герои. Ну как в них не влюбиться? — улыбается будущий врач.

Врачи вытаскивают из лап смерти каждого


– Тем, что нас, волонтеров, допустили на территорию военной части и госпиталя, мы обязаны начальнику харьковского военного госпиталя полковнику Виктору Полищуку. Мы очень благодарны ему за содействие в работе, за шанс проявить себя и возможность заниматься любимым и благородным делом, – говорит Ярослава. – В нашем госпитале очень чуткие и самоотверженные врачи, пример для подражания: они работают круглосуточно и с удивительной самоотдачей. Они готовы жизни свои положить за этих ребят. В госпиталь привозят очень тяжелых больных, но они вытаскивают из лап смерти каждого. Идет борьба за жизнь. Никогда раньше не видела такой силы духа и терпения. Передо мной два героя – раненый боец и врач. Спасибо им.