В одном из июньских номеров «Вечернего Харькова» (№68 от 25.06.2005) напечатана статья Ю. Зиненко «Фальсификации в истории вузов», спорные утверждения которой, по крайней мере, те, что касаются Харьковского государственного медицинского университета, побудили нас к ответу.

В статье уважаемого Ю. Зиненко собраны размышления автора об истории целого ряда харьковских вузов, к сожалению, не всегда соответствующие исторической правде. Автор сетует по поводу того, что «общественность большей частью не знает подлинной истории вузов…», но ведь он-то должен был изучить эту историю при подготовке статьи.

Никто не спорит с тем очевидным фактом, что alma mater для всего высшего образования нашего региона стал в свое время Императорский Харьковский университет. Именно в нем и было положено начало высшему медицинскому образованию на Харьковщине. Но в этом университете никогда не было медико-фармацевтического факультета, о котором пишется в статье, а только медицинский, который при расформировании императорского университета продолжил свою жизнь в образе сначала Харьковской медицинской академии (1920 г.), а через год — Харьковского медицинского института. В академию перешли все преподаватели (за исключением эмигрировавших), студенты, в ней были сохранены все факультетские кафедры. Таким образом, с полным правом можно сказать, что она (академия — П. Ж. ) стала не только официальным, но и фактическим правопреемником медицинского факультета университета, который прекратил свое существование.
О том, что это было именно так, и что история высшего медицинского образования в общественном мнении никогда не разрывалась, несмотря на структурные преобразования, свидетельствует тот факт, что в декабре 1935 г. в Харькове торжественно отмечались более чем столетние юбилеи Харьковского государственного университета и Харьковского государственного медицинского института. Этим торжествам предшествовали специальные приказы по Наркоматам просвещения и здравоохранения УССР.

В музее истории ХГМУ хранятся многочисленные экспонаты, связанные с официальным празднованием этого и 150-летнего юбилея, состоявшегося в 1955 г. И никто ранее не ставил под сомнение правомочность празднования этих дат, равно как никто никогда не требовал изъятия из 200-летней истории Харьковского национального университета 13 лет (1920-1933 гг.), когда он практически не существовал как самостоятельное высшее учебное заведение.
Мы не говорим о других вузах, но Харьковский медицинский, будь то факультет, институт или университет, связан еще и с судьбами людей, которые, получив в Харькове высшее медицинское образование, впоследствии становились здесь же профессорами и продолжали благородное дело врачевания уже через своих учеников. Это известные всем харьковчанам (во всяком случае, по имени) Н. П. Тринклер, П. И. Шатилов, В. Я. Данилевский, Л. Л. Гиршман, В. П. Воробьев и многие другие.

Как видим, утверждение автора статьи о том, что «…сегодня харьковские вузы принялись переписывать историю в удобном для себя направлении», не вполне справедливо, по крайней мере, в отношении Харьковского государственного медицинского университета.
Никаких особых наград к своему юбилею в 2005 г. университет не получил, но терять право называться старейшим в Украине высшим медицинским заведением ХГМУ не собирается. Да и уважаемый господин В. Бакиров, по-видимому, согласен с нами, ведь именно он выступил рецензентом монументальной книги «Історія Харківського державного медичного університету. 200 років», изданной к славному юбилею.